Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписала меморандум с норвежским лоукостером Norwegian Air о поставке 40 самолетов «Сухой Суперджет 100». Правда, пока что это меморандум, который никого ни к чему особо не обязывает, в отличие от твердого контракта, когда уже идет речь о взаиморасчетах и производственных планах; пресс-служба авиакомпании также подчеркивает, что встречи и переговоры были, но подписанных контрактов нет. Норвежцы взамен на приобретение российских самолетов требуют открытия воздушного пространства России для полетов из Европы в Азию и льготных условий его использования.
Немного ликбеза: еще в советские времена европейские и азиатские авиакомпании летали между Западной Европой и Юго-Восточной Азией с промежуточными посадками на территории СССР. Это было не очень выгодно для «Аэрофлота», который также был заинтересован в перевозке транзитных пассажиров-иностранцев (и до сих пор ориентируется преимущественно на них). Поэтому для иностранных авиакомпаний были введены сборы, призванные компенсировать «упущенную выгоду». Дальше стало интереснее:
С появлением дальнемагистральных самолетов к семидесятым годам необходимость в промежуточных посадках в СССР отпала. Но летать самолеты продолжали над советской территорией, и сбор оставили: платить его выгоднее, чем облетать территорию СССР, а теперь и России — слишком уж много места занимает наша страна (а точнее, Сибирь, поскольку речь о транссибирских маршрутах) на карте, и любой альтернативный маршрут будет длиннее на несколько тысяч километров и часов полета — а значит, стыковочный перелет «Аэрофлотом» займет столько же или меньше времени, но обойдется пассажиру дешевле.
Впрочем, вне зависимости от того, какой авиакомпанией полетит пассажир, «Аэрофлот» на этом заработает: те несколько сотен миллионов долларов «пролётных», которые иностранные авиакомпании платят ежегодно, по старой советской традиции получают «Аэрофлот», а также Росавиация и ряд других организаций. А выдача разрешений на использование воздушного пространства позволяет российским властям регулировать количество авиакомпаний, способных летать между Европой и Азией.
Получить разрешение и спецусловия и хотят норвежцы за счет приобретения «Суперджетов». Это позволит им выйти на новые рынки: сейчас дальнемагистральные рейсы авиакомпания выполняет в основном в США. Разумеется, «Суперджеты» — не для дальнемагистральных рейсов (они выполняются на Boeing 787), а для фидерных рейсов по Европе. Сейчас по Европе норвежцы летают на Boeing 737. Пример «Азимута» доказывает, что на «Суперджетах» можно тоже иметь достаточный для регионального типа налет, важно лишь заранее обеспечить себя достаточным запасом запчастей.
Из статьи следует, что Росавиация регулирует мировой рынок авиаперевозок. Хорошо устроились.