На первый взгляд может выглядеть странным, с чего бы вдруг колонка про пресс-туры опубликована на сайте для продвинутых авиапассажиров. Но давайте расскажу. Я в журналистике 15 с лишним лет, и давно из простого корреспондента стал типа экспертом; поэтому где-то с начала 2010-х годов я очень часто езжу в пресс-туры, благодаря которым и стал часто летающим пассажиром и решил сделать этот сайт, чтобы рассказывать об авиации через призму собственного опыта — сейчас это порядка 700 перелетов. Про перелеты речь тоже зайдет, но сейчас я больше хочу рассказать о том, как надо и как не надо организовывать пресс-туры — все же я в них был несколько сотен раз и повидал всякого, хорошего и плохого. Считайте, что это своего рода технический и бытовой райдер журналиста, которого вы приглашаете в пресс-тур. Многим эти вещи покажутся элементарными, но, как показывает практика, о них очень часто забывают. Итак:
Инфоповод
Пресс-туры бывают двух видов. Классический — это когда вы хотите показать журналистам что-то расположенное слишком далеко для того, чтобы туда можно было доехать на метро. Завод вы новый открыли, или продукт новый для всего мира презентуете, или у вас стенд на выставке — неважно, что это. Важно, чтобы это стоило того, потому что журналисту нужно из пресс-тура привезти интересный материал, ибо переписать пресс-релиз можно и из дома. И не забывайте о нюансах: например, меня как-то позвали в Париж, где презентация была на французском, а переводчика забыли. Ну, я послушал и сказал: «Гарсон, же ву при пардон, пусть пришлют релиз мне домой потом». От полного фиаско братанов спасла возможность в кулуарах поймать одного из спикеров и взять у него небольшое интервью уже на великом и могучем инглише.
Бывает и так, что инфоповода нет, а бюджет есть. Это называется «пресс-туры на лояльность». Тогда действительно можно заявить весьма условный инфоповод, но привезти в пресс-тур кого-то из ваших топ-менеджеров, с которыми журналистам будет очень интересно подбухнуть в неформальной обстановке. Да и пиарщикам установить доверительные неформальные отношения с прессой — важно. Тогда и темы питчить легче — не придется звонить и спрашивать: «Получили ли вы наш пресс-релиз?». Но! Если это пресс-тур на лояльность, то нужна какая-то совместная культурная программа. Просто дать спикера и бутылку недостаточно, потому что иначе начинаются разброды и шатания, журналисты пытаются сами поехать в музеи и клубы, а заканчивается тем, что кто-нибудь напивается в номере до белой горячки и пытается переплыть океан, а вы его ищете 😉
Самое главное — не воспринимать пресс-туры как награду за лояльность. Мол, будешь про нас хорошо писать — мы тебя покатаем на самолете и поселим в гостинице. Важно понимать, что, поехав в пресс-тур, журналист платит самым ценным, что у человека вообще есть — своим временем. От того, что он поехал в пресс-тур, у него работы меньше не становится, а времени на ее выполнение становится меньше. Плюс он не видит семью, детей, любимого котика и так далее. И это не бесплатная турпоездка, как считают многие из тех, кого никуда не возят. В пресс-туре ты сам себе не принадлежишь, твое время принадлежит организаторам, так что будь добр, в 8 утра встречаемся в лобби отеля, и не опаздывать! Туристической составляющей нет, чаще всего ты видишь в новом городе лишь аэропорт, отель и площадку, где проходит презентация. В редких случаях есть несколько часов прогуляться, но вообще пресс-тур дает лишь представление: хотел бы ты вернуться сюда туристом или нет. Впрочем, никто тебе не мешает совместить пресс-тур с отпуском и остаться за свой счет (об этом чуть позже).
Впрочем, в обратную сторону это работает немного не так. Если вы кого-то из журналистов постоянно приглашаете, а кого-то стабильно нет — то те, кого вы не приглашаете, могут это воспринять как отсутствие должного пиетета. Мол, твои публикации, чувак, нам не особо-то важны, да и сам ты тоже — зачем еще устанавливать с тобой неформальные отношения? Пфф! К вам отношение такого журналиста будет соответствующим — он или не будет про вас писать, или будет писать только про ваши неудачи.
Транспорт
Лучший транспорт — это, конечно, самолет. Здесь важно разумно подойти к продолжительности пресс-тура. Лететь, скажем, из Москвы в Сан-Франциско на один день (а еще прямых рейсов нет) — ну такое. И я помню такие пресс-туры. Проблема здесь в том, что журналисты устанут после долгого перелета, не выспятся, соображать будут плохо, общаться со спикерами не будут и в итоге вы получите на выходе переписанный пресс-релиз. На дальние расстояния (это когда время в пути больше часов 10-12) лучше покупать билеты бизнес-класса, или хотя бы разбить перелет экономом на несколько сегментов с ночевкой в отеле возле аэропорта. Ну, и вообще при ночной стыковке отель обязателен, никто не рад ютиться несколько часов на лавке у выхода.
Идеальный вариант — это дать журналисту самому выбрать рейсы в пределах возможного. Приличные организаторы всегда дают возможность еще и прилететь намного раньше и улететь сильно позже, проведя несколько дней в городе туристом за свой счет. Поэтому групповые тарифы — зло.
Важно не пытаться сэкономить на одной ночи в гостинице, покупая билеты впритык: не раз и не два на моей памяти из-за задержек или отмен рейсов весь пресс-тур накрывался медным тазом, потому что получалось, что прилетим мы уже после того, как мероприятие закончится. По той же причине лучше избегать непунктуальных авиаперевозчиков, хотя они могут быть и дешевле.
По прилете должен быть организован хоть какой-то трансфер или, в крайнем случае, возмещены расходы на такси, о чем важно предупреждать заранее: не везде за такси принимают банковские карты, а значит, пресс-туристу надо позаботиться об обмене валюты. А вот в родном городе трансфер в аэропорт и обратно — это блажь, мы прекрасно доберемся сами. Высший пилотаж — это какой-нибудь предоплаченный промокод на Uber, такое практикуют при международных пресс-турах в США без сопровождающих.
Багаж и прочие плюшки дополнительно заказывать не обязательно; пресс-туры обычно короткие и достаточно одной ручной клади, а выбор места или доступ в бизнес-залы — излишество, тут уже каждый сам может доплатить за повышенный комфорт, если для него он важен.
Проживание
Большинство журналистов считают моветоном заселение больше чем по одному человеку в номер. Это и нарушение личного пространства, и бессонные ночи для того, кто попал в одну комнату с храпуном, да даже невозможность спокойно поговорить по телефону. Экономите на гостинице? Хорошо, экономьте. Возможно, инфоповод того стоит. Но обязательно предупредите всех об этом заранее — опять же, журналист сможет выбрать в качестве соседа коллегу, с которым находится в приятельских отношениях, а не жить вон с тем упырём. А особенно чувствительные откажутся от участия заранее.
Но лучше по одному. Не надо селить в пять звезд, хватит и двух-трех — главное чтобы без клопов, общих ванных комнат и с включенным завтраком и Wi-Fi.
Если прилет рано, а вылет поздно — постарайтесь организовать ранний заезд или поздний выезд. Нет ничего хуже, чем встать в 4-5 утра, прилететь в Европу часов в 9-10 по местному времени и услышать, что заселение только с 15:00 — а тебе жизненно необходимо час-два вздремнуть.
Отель должен находиться как можно ближе к месту проведения мероприятия. Нет ничего хуже, чем пилить два часа на автобусе по пробкам туда, а потом обратно. Еще раз, пусть отель будет ниже классом, но ближе.
Питание
Тарталетки на прессухе — это не питание! Помимо обязательного завтрака в отеле каждый день необходим обед и ужин. Не обязательно в мишленовском ресторане и с реками Macallan M, но элементарное здоровое питание должно присутствовать. Вы же когда гостей домой приглашаете — не предлагаете тем, кто проголодался, сбегать за шавухой в ларек, тут рядом? На голодный желудок информация воспринимается хуже, а когда у тебя внутри от голода все пищит — вообще ничего не слышишь 😉 Ещё раз напомню: в пресс-туре у нас дел столько же, а времени меньше, поэтому думать о том, как добыть пропитание, элементарно некогда.
Нет никакой разницы, заказывать сет-меню или же а-ля карт. Первое быстрее (это хорошо), но второе — гарантия того, что журналист будет сыт. Вообще же опытные организаторы заранее спрашивают, есть ли пищевые ограничения или предпочтения, чтобы не возникало конфузов, когда ужин в стейкхаусе, а кто-то из журналистов веганка, а кто-то употребляет только KSML.
Связь
Нет, не надо всем оплачивать роуминг — взрослый человек в состоянии сам выбрать и оплатить себе мобильную связь за границей, сейчас не 2000-е годы и все стоит недорого. Просто при заказе трансфера из аэропорта заложите лишних 20 минут на то, чтобы кто-то мог поменять деньги, а кто-то купить местную SIM-карту. Приятным жестом будет, если вы заранее изучите тарифы и пришлете всем, какую местную или туристическую купить.
Главная же ваша задача — создать групповой чатик в мессенджере. Желательно Telegram, потому что он кросс-платформенный, в отличие от WhatsApp — бывает так, что симка с интернетом стоит в устройстве, на котором WhatsApp нет. А Telegram пользуются все журналисты, ведь там сегодня так много инфоповодов!
В чатике удобно координироваться, а в закрепленных сообщениях повесьте файлик с программой.
Тайминг
Не пытайтесь впихнуть невпихуемое и сделать программу перенасыщенной. Журналисты просто быстро устанут и потеряют интерес. Если прямо важно все показать — увеличьте продолжительность пресс-тура в днях. Нам нужно свободное время, чтобы успеть поработать.
Отдельно стоит упомянуть про международные отраслевые выставки: не надо заполнять все дни бесконечными круглыми столами и демонстрациями так, чтобы у журналиста не было времени сходить на мероприятия других участников. Он все равно сходит, если там интересно, и прогуляет менее важное ваше. Пресс-тур на выставку — это когда вам уделяют чуть больше внимания, чем остальным, но не всё. В следующем году журналиста повезет другой участник, но он все равно должен отписаться по всем важным анонсам, а не только по «спонсорским».
Не надо начинать программу после ночного перелета. Серьезно, бывает так, что ты всю ночь не спал, прилетел утром — и погнали! Местная принимающая сторона искренне не понимает, почему все зевают и не задают никаких вопросов спикеру.
И, пожалуйста, никого не ждите. Почти в каждом пресс-туре оказывается человек, которого все ждут. Проспал, забухал — это его проблемы, не нужно заставлять всех сидеть по полчаса в автобусе, у нас реально каждая минута на счету. Меня от такого быстро отучили в самом начале карьеры пресс-туриста: вышел на улицу на пять минут позже (после завтрака сбегал в номер за забытым телефоном) — всё, автобуса нет, стоит разъяренная пиарщица и говорит: «Ты, Шатилин, едешь на прессуху на метро, а со мной в пресс-туры больше не едешь».
Илья Шатилин
Ездил так по турам одно время.
Запомнился момент, когда 7 часов летели на самолете с ДВ в Москву, а потом еще 6 часов на такси до Нашествия )
В другой раз в Корее классно было, организаторы наняли спортивную турфирму, проблем вообще никаких, это был велопробег.
Ну а так конечно есть провалы, кхм…
Это видимо от того, что организаторы сами в СМИ не работали никогда.
Я бы добавил еще, что в поселение по два человека в комнату есть самый главный недостаток: когда ты фигачишь материалы с прессухи, а твоему соседу по комнате этого не надо (ну там, он работает в каком-то издании, где надо одну новость отписать и все). Вот это очень неудобно. И когда наоборот, ты все быстренько собрал, смонтировал видео, отправил, решил подавить подушку, а сосед все еще стучит по клавишам, матерится и ходит курить, потому что у него выход материала в 4 утра по локальному времени.
Про рестораны — если поездка на несколько дней, лучше всего работают предоплаченные карточки на питание, чтобы журналист сам мог выбрать, поесть ему прям в рекомендованном ресторане (где у него дополнительная скидка по договоренности), или выйти и быстро сожрать бургер в соседней рыгаловке, чтобы потом ринуться колотить по клавиатуре. Так делали на IDF, и это вообще вот лучший подход. Просто прикидывают те же деньги, которые бы потратили на рестораны, и делят на всех.
Ну и про свободное время. Бывает, когда пресс-туры так наполнены культурной программой, что просто, простите, посрать некогда. Особенно такое любят китайцы устраивать. А потом удивляются, а че это журналисты так мало материалов сдали. Да потому что лучше всего заметки набрасывать в тот момент, когда вот только прошло события и воспоминания еще свежи. Поэтому хотя бы 3 часа свободного времени очень нужны. Конечно, товарищи из расслабленных изданий это время потратят на шопинг, но те, кому надо строчить, употребят время с пользой.
Вопрос не по теме)
60 сегментов в год. Можно уже называть себя ffp?)
Даже 25 — уже FFP)
Карта картой)) а я про суть)))
Можно было еще при 10 😉
У s7 статусы начинаются от 4 перелётов =)