Век самолета довольно долог: несколько десятков лет, а некоторые борты летают и по 80! Однако он рано или поздно заканчивается, и что происходит потом?
Чем опасен старый самолет?
Пассажирские самолеты довольно часто переделывают в грузовые, после чего те еще довольно долго летают: из салона убирают кресла, багажные полки, панели и все остальное, оставляя практически голую «трубу» и даже убирая иллюминаторы двери, аварийные люки и все прочее, максимально облегчая вес. Вместо них появляются грузовые люки для загрузки внутрь всякого добра и системы крепления груза внутри. В таком виде борт запросто может летать еще пару десятков лет. А иногда самолет становится летающей лабораторией: один из старых Boeing 747 выкупила Rolls-Royce и тестирует на нем двигатели.
Но потом путь все равно один — на «кладбище самолетов», которое правильно называется базой хранения. Как правило, такие базы располагаются в местах с сухим климатом. Идеальный вариант — пустыня. Места свободного много, в воздухе минимум влаги и нет осадков, благодаря чему самолет долго не повреждается коррозией. В Европе одна из самых известных баз находится в Теруэле (Испания), в США — в Алабаме и в Калифорнии.
База хранения — это не совсем «кладбище»; там хранить неиспользуемый самолет значительно дешевле и надежнее, чем в каком-то из действующих аэропортов. Все, что по несколько лет стоит в поле, скажем, в аэропортах Внуково и Домодедово — это по большей части «авиахлам», который вряд ли когда-то полетит, и стоит он там из-за юридических нюансов: авиакомпания может уже давно прекратить полеты, но борт кому-то принадлежит и числится на балансе, поэтому трогать его нельзя, а улететь он не может, потому что нет ни сертификата эксплуатанта, ни, скорее всего, сертификата летной годности.
Так вот, на базе хранения самолет может простоять достаточно долго, а затем снова начать полеты. Для лучшей сохранности в нем заделываются все отверстия; например, сейчас на хранении находится несколько сотен выпущенных, но не летающих пока Boeing 737 MAX.
Другие самолеты разбирают на запчасти: сами они никогда больше не полетят, но узлы и агрегаты еще послужат другим бортам. Это почти как с автомобильными разборками: можно купить почти новую запчасть вместо новой или снятой с производства. В первую очередь, конечно, это то, что не влияет на безопасность — например, элементы салона. Отличие самолетной разборки от автомобильной в том, что здесь нет деталей с угнанных и аварийных машин: если борт совершил аварийную посадку, то детали с него на летающие уже не пойдут — только на сувениры.
Ну, а оставшийся после разборки металл сдают в металлолом: титан и алюминий еще послужат людям. Некоторые элементы идут на сувениры, а Lufthansa даже продает мебель, сделанную из деталей старых самолетов. Для интерьера в стиле лофт — самое то.
Некоторые же самолеты ждет более интересная судьба. В СССР, например, из них любили делать детские кинотеатры и кафе. Некоторые устанавливают в качестве памятников в аэропортах — буквально на днях авиакомпания Utair поставила памятник Ту-134 в Тюмени. Также старые самолеты устанавливают в качестве тренажеров для спасательных служб: почти в каждом аэропорту есть такой. А в аэропорту Стокгольма есть отель из «Боинга-747»: хочешь — в гондоле двигателя живи, хочешь — в кабине пилотов с видом на звезды. А недавно еще один 747 авиакомпании KLM стал частью отеля Corendon в Амстердаме. Ну, и вспомним про бар из Lockheed в Нью-Йорке. Или про детский сад из Як-40 в Грузии.
Или про жилой дом из самолета: Жизнь в самолете: американец купил списанный «Боинг» и бесплатно пускает в нем переночевать
Некоторые самолеты затапливают в море, где они становятся аттракционами для дайверов.