Авиакомпания Utair первой среди российских перевозчиков запустила услугу регистрации на рейс на выделенной стойке «Премиум», на которой регистрируют только пассажиров с этой услугой и никаких других. В этой эксклюзивности и заключается главное отличие: обычно же существует «очередь для тех, кто без очереди», когда, например, на стойках бизнес-класса регистрируют и тех, кто летит бизнес-классом, и тех, у кого платиновая, золотая и серебряная карта, и в итоге на направлениях с преобладанием делового пассажиропотока типа Москва-Санкт-Петербург или Москва-Екатеринбург чуть ли не треть всех летящих — элита той или иной касты, стоящая в выделенной очереди для себе подобных.
У Utair же регистрация на стойке «Премиум» (номер 62 в аэропорту Внуково) доступна только для пассажиров, купивших билет в эконом-класс по тарифу «Премиум». «Этот тариф часто покупают семьи с детьми, потому что в нем 2 места ручной клади на человека — 5 и 10 кг, а также багаж и спортинвентарь — каждый по 20 кг. Выделенная стойка сделает перелет наших пассажиров более комфортным», — отметил президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. Собственно, это единственный тариф, включающий и одно место багажа, и ручную кладь формата Cabin Size.
В авиакомпании ожидают, что данная мера позволит разгрузить очередь на регистрацию на 10-15% (при этом для пассажиров с детьми и так действуют отдельные стойки регистрации).
Действительно, час лететь, а перед этим час стоять в очереди на регистрацию — сомнительное удовольствие. Однако радикальный метод избавления от очередей — это, конечно, не их сегментация по тому или иному признаку, а вообще стимулирование отказа от регистрации на стойке как таковой и развитие систем автоматической регистрации багажа. С пассажирами с одной лишь ручной кладью все понятно: их нужно стимулировать регистрироваться онлайн, например, заградительными тарифами, как у лоукостеров (25-50 евро за регистрацию на стойке). Более того, можно использовать принудительную регистрацию — например, такое тестировала Air France, просто рассылая пассажирам незадолго до вылета готовые посадочные талоны (а сейчас она работает у LOT); или регистрировать пассажиров сразу при покупке билетов, как это возможно, например, у Ryanair.
Фактически для безбагажного пассажира регистрация как таковая — это уже рудимент, оставленный ради совместимости с DCS авиакомпаний и аэропортов, а также ради пассажиров, летящих с багажом. Поскольку багаж летит отдельно от пассажира, а также имеет ограничения по весу и габаритам, он и требует оформления (регистрации). Однако и этот процесс тоже можно обеспечить без очередей, например, стимулируя пассажиров самостоятельно печатать багажные бирки, крепить их на чемодан и отправлять на ленту транспортера. Но для этого должно вырасти digital-поколение социопатов, которое будет предпочитать робота, а не общение с тёткой-в-окошке: ждать осталось лет 5-10, а пока багаж автомату осмеливаются сдать лишь 1% российских пассажиров.
Илья Шатилин