Невероятно, но факт: в то время, как различные авиакомпании отменяют заказы на «проблемный» самолет Boeing 737 MAX, казахский лоукостер FlyArystan, «дочка» Air Astana, заключил контракт (вернее, не твердый контракт, а соглашение о намерениях) сразу на 30 таких машин каталожной стоимостью $3,6 млрд — при этом реальная стоимость может быть раза в два-три ниже: что-что, а предложить крайне выгодные условия американцы умеют. Контракт с казахами стал своего рода «возвращением» семейства MAX на рынок — это первый крупный контракт, подписанный после «приземления» этого типа ВС по всему миру.
Речь идет о Boeing 737 MAX 8 — самой популярной модели семейства, в предельной для этого типа компоновке на 189 кресел эконом-класса.
Сейчас FlyArystan, основанная в мае 2019 года, имеет всего три самолета; это Airbus A320 2012-2013 годов выпуска, ранее летавшие в материнской Air Astana и перекомпонованные в фулл-эконом на 180 кресел. По всей видимости, по мере поступления «Боингов» эти машины будут выводиться из эксплуатации, поскольку один из залогов экономической модели лоукостера заключается в использовании однотипного флота.
История с отказом от MAX позволила Airbus перехватить переходящее красное знамя «самого популярного самолета»: Boeing 737, который был самым массовым в течение полувека c 15136 заказами, уступил Airbus A320 с 15193 заказанными машинами. Контракт с FlyArystan пока не позволит американцам вернуть пальму первенства.
15 самолетов планируется приобрести в собственность и 15 самолетов – в лизинг. Самолеты должны начать приходить с середины 2021 года. Поскольку возобновление эксплуатации 737 MAX ожидается весной 2020 года, то у FlyArystan будет примерно 18 месяцев для мониторинга ситуации с эксплуатацией 737 MAX другими авиакомпаниями.
«С момента начала работы в мае текущего года авиакомпания FlyArystan превзошла все ожидания, и очевидно, что низкобюджетные авиаперевозки обладают огромным потенциалом в Казахстане и Центральной Азии, заявил Питер Фостер, президент Air Astana. Авиакомпания тесно сотрудничает с Boeing с самого начала своей операционной деятельности в 2002 году и эксплуатации двух 737NG. Сегодня мы эксплуатируем самолеты 757 и 767 и мы уверены, что MAX станет прочной основой для развития FlyArystan в регионе после возвращения в эксплуатацию».
«Air Astana занимает место одной из ведущих авиакомпаний в Центральной Азии благодаря своей ориентированности на безопасность, надежность, эффективность и высокий уровень клиентского сервиса. В компании Boeing мы разделяем те же ценности и гордимся возможностью расширить наше партнерство в рамках 737 MAX», заявил Cтэнли Дил, президент и главный исполнительный директор подразделения Boeing Commercial Airplanes. Мы убеждены, что экономичность и надежность, заложенные в 737 MAX, прекрасно дополнят FlyArystan. Мы с нетерпением ждем сотрудничества с Питером и его командой по завершению подготовки соглашения, которое будет удовлетворять требованиям их парка ВС и операционной деятельности».
Илья Шатилин