В США готовится к запуску новый ультралоукост-перевозчик Avatar Airlines, который сейчас находится в процессе получения сертификата эксплуатанта — главного документа, который позволяет авиакомпании в принципе совершать полеты. Самое интересное у «Аватара» — это его весьма специфическая бизнес-модель:
Во-первых, авиакомпания собирается летать только на внутренних рейсах и только на Boeing 747, считая, что на самолетах большой вместимости себестоимость пассажирокилометра ниже, чем на узкофюзеляжных. Это, впрочем, справедливо лишь в отношении сферических самолетов в вакууме, поскольку экономическая эффективность использования того или иного типа ВС зависит не только от его размера, но и от расстояния, расхода топлива и загрузки. И в наше время четырехдвигательные самолеты эффективны в первую очередь на некоторых дальнемагистральных рейсах через океан: в частности, на тех, где более экономичные двухдвигательные будут вынуждены делать большой крюк из-за ETOPS. Или, например, Lufthansa при полетах из Лос-Анджелеса во Франкфурт на B747-8 может лететь не по кратчайшему пути (ортодромии) над Гренландией, а попасть в струйное течение над Атлантикой и прилететь быстрее и с меньшим расходом топлива, в то время как United на B777 на том же маршруте всегда будет лететь по ETOPS-маршруту, который над океанами всегда длиннее ортодромического.
Во-вторых, значительную часть выручки Avatar Airlines намерена получать от рекламы. Самолет, особенно громадный B747 — отличный рекламоноситель. По крайней мере, в течение того получаса, когда он между рейсами стоит в аэропорту и его видит хоть кто-то из пассажиров. Да и внутри планируется все, что можно, заклеить рекламой — в первую очередь откидные столики, также у лоукостеров в ходу аудиореклама.
В-третьих, лоукостер планирует иметь два класса обслуживания: 539 кресел в обычном эконом-классе и 42 в «офисном» классе на верхней палубе: что-то похожее на бизнес-класс в узкофюзеляжных машинах. Итого 581 кресло — это будет рекордное количество пассажиров в 747-ом, впрочем, предел по Exit Limit для этого типа еще больше: 624 кресла.
Вопрос только в загрузке: сможет ли авиакомпания продавать столько билетов на каждый рейс? Однако летать авиакомпания собирается только между крупными аэропортами типа рейсов Нью-Йорк—Лос-Анджелес или Нью-Йорк—Майами, за счет чего и иметь спрос.
В-четвертых, собрать деньги на первые 14 «Боингов 747-400» (такого подержанного добра на рынке полно, порядка 60 пригодных к эксплуатации машин стоят без дела на базах хранения, их стоимость с учетом проведения необходимых форм обслуживания оценивается в $15-25 млн за единицу) авиакомпания собирается при помощи фактически краудфандинга, только минимально можно вложить $75 тыс. из необходимых 300 млн. Через 3-5 лет перевозчик планирует выйти на биржу и за счет IPO приобрести еще 30 более современных Boeing 747-8.
В-пятых, сегодня не первое апреля, они это все серьезно. И даже обещают бесплатный багаж при продаже 85% билетов из JFK в MIA по $49 без учета налогов. Правда, в бизнес-плане уже есть подозрительные моменты. Например, при расчете себестоимости летного часа один Boeing 747-400 сравнивается аж с четырьмя (!) Boeing 737 или Airbus A320, хотя на самом деле при лоукостерной компоновке достаточно трех таких машин, и разница уже будет не такой впечатляющей.
На самом деле все это больше смахивает на мошенническую схему. Основатель компании Барри Майклс придумал лоукостера на Б747 еще в 1992 году — тогда авиакомпания должна была называться Family Airlines и использовать поношенные Б747-100 и 747-200 из той же пустыни. Тогда точно так же собирали деньги у частных инвесторов и один борт 1971 года выпуска даже покрасили в свою ливрею, но в итоге американского Мавроди оштрафовали за продажу незарегистрированных ценных бумаг (акций), то есть, по сути, простых бумажек, и заставили вернуть лохам деньги. Никаких разрешений, конечно, тоже не выдали. В 2008 году Family Airlines решила еще раз провернуть то же самое, только уже с Б747-400, но опять не получила разрешений. В 2010 и 2014 годах были совершены аналогичные попытки, но уже с названием Avatar Airlines, другими юридическими адресами и генеральными директорами, но тщетно. Так что нынешняя попытка, видимо, закончится тем же.