Lufthansa и немецкий химический концерн BASF совместно разработали новое покрытие для фюзеляжей самолетов, которое позволит сэкономить значительное количество топлива. Оно имитирует кожу акул, которые, как известно, плавают так быстро благодаря особой «обтекаемой» структуре кожи. Финальное лаковое покрытие, которым будут покрывать самолеты — шероховатое на ощупь, оно имееет «бороздки» на расстоянии в одну двадцатую миллиметра друг от друга. Благодаря им самолет станет для воздуха более «скользким»: воздух будет более плавно (по-научному — ламинарно) обтекать фюзеляж, не создавая на его поверхности лишних завихрений. Как известно, на то, чтобы создавать эти завихрения воздуха, тратится заметное количество топлива. Самые мощные вихри образуются на кончиках крыла, и с ними борются при помощи специальных законцовок-винглетов (подъемная сила крыла самолета создается за счет разницы давления над и под крылом, а винглеты по краям как раз мешают воздуху из зоны высокого давления перетекать в зону низкого через край крыла).
«Акулье» покрытие за счет снижения аэродинамического сопротивления позволит экономить до 3% топлива. А в масштабах Lufthansa экономия составит 20 миллионов литров топлива в год. Это много: около трети всех расходов авиакомпаний приходится на керосин, маржинальность бизнеса составляет единицы процентов. Поэтому сэкономить 1% на себестоимости перевозок — отличная идея. Впрочем, вряд ли весь флот быстро покроют «волшебным» лаком, однако поскольку лакокрасочное покрытие самолета все равно нужно обновлять примерно раз в 6 лет, то авиакомпания сможет поэтапно это сделать в обозримом будущем.
Илья Шатилин