Boeing объявила о том, что возвращения самолетов 737 MAX в небо следует ожидать уже в июне-июле этого года, впрочем, подобных «завтраков» до этого от компании мы слышали уже несколько — по факту же с февраля производство этой модели будет временно остановлено по причине того, что выпущенные самолеты просто некуда девать — ими заставлены все свободные площади на заводе и даже пришлось использовать для их хранения автомобильные парковки для сотрудников.
Причиной приостановки полетов и необходимости повторной сертификации стали две авиакатастрофы, связанные с некорректной работой незадокументированной системы MCAS, которая призвана корректировать изменившуюся аэродинамику новых самолетов.
Напомним, в чем соль: первоначально Boeing 737 разрабатывался под турбореактивные двигатели Pratt&Whitney JT8D, знакомым еще по 727-ому, с диаметром вентилятора в 101 см. Эти двигатели отлично помещались под крылом первых модификаций 737-100 и 737-200, а низким самолет был сделан специально, чтобы можно было обойтись без трапов в маленьких региональных аэропортах, пользуясь встроенным. В 737 Classic диаметр вентилятора увеличили ради повышения степени двухконтурности и, как следствие, экономичности — до 152 см, а в 737NG — до 155 см. То есть, двигатели, грубо говоря, свисали на полметра ниже, и для того, чтобы они не засасывали пыль и грязь с земли, их передвинули чуть вперед, а нижнюю часть входного отверстия сделали приплюснутой.
У 737MAX диаметр вентилятора еще больше: 176 см, поэтому такой двигатель пришлось выдвигать еще дальше вперед крыла и приподнимать. Из-за этого вектор тяги двигателей значительно сместился относительно центра масс самолета: на практике это означает, что тяга двигателей гораздо сильнее стремится повернуть самолет носом вверх. Компенсировать изменившуюся физику, чтобы не переучивать пилотов (а совместимость с предыдущими типами 737 и была одним из важных преимуществ семейства MAX) решили при помощи программной «заплатки» MCAS, которая автоматически опускает нос самолета, если посчитает, что тот слишком задирается — однако она оказалась «сырой» и направила два самолета с пассажирами носом в землю.
Теперь Boeing пытается довести «заплатку» до совершенства, чтобы больше ничего не случилось, однако сам MAX так и остается «самолетом на костылях». Кардинальным решением проблемы стало бы увеличение высоты стоек шасси и перемещение двигателя назад под крыло, однако это, по сути, уже разработка нового самолета «с нуля», и уже выпущенные машины таким образом «исправить» не удастся.