Подходит к концу еще одна эпоха в мире гражданской авиации. 2 июня американская Delta выполнит последние рейсы на самолетах McDonnell-Douglas MD-88 и MD-90, которые в народе называют “бешеными псами” — Mad Dog. Все билеты на прощальные рейсы уже полностью проданы: DL80 прилетит в Атланту из Вашингтона, а DL90 спустя три минуты из Хьюстона.
После этого в мире больше не останется авиакомпаний, эксплуатирующих MD-90, а MD-88 останется только у иранской Taban Air. Много подробностей об истории и дальнейшей судьбе этих машин:
В последние 10 лет эти самолеты активно выводились из эксплуатации во всем мире: в 2010 году на бортах семейств MD-80 и MD-90 перевезли 138 миллионов пассажиров, а в 2019-ом всего 14 миллионов. За пределами США, где на них активно летала Delta, самолеты использовались в основном в развивающихся странах, в первую очередь в Иране (7 млн. пассажиров), Нигерии (1,2 млн) и Венесуэле (1,1 млн).
Российские авиакомпании никогда не эксплуатировали этот тип, а вот украинским пассажирам он знаком: несколько машин было у местных чартерных авиакомпаний.
MD-80 представляет собой представленную в 1980 году модернизированную версию устаревшего DC-9, совершившего первый полет в 1965-ом. Тот, в свою очередь, сделали с использованием наработок легендарной европейской “Каравеллы”, которую начинали было поставлять в США: в начале шестидесятых планировалось, что в случае большого спроса французский самолет будут по лицензии производить на заводах Douglas.
Концептуально самолет похож на наш Ту-134: узкофюзеляжный ближнемагистральник с двумя двигателями, расположенными сзади, и Т-образным хвостом.
Интересно, что MD-80 — это название семейства, конкретного самолета с таким названием нет: выпускались модификации MD-81 (в проекте называлась DC-9-81), MD-82, MD-83 и MD-88, различавшиеся двигателями, объемом топливных баков и максимальным взлетным весом, а также MD-87 с укороченным фюзеляжем. Конкретно MD-88 представляет собой тот же MD-82, но с более современной авионикой и “стеклянной кабиной”.
MD-90, в свою очередь, появился в первой половине девяностых, он отличался еще более длинным фюзеляжем и новыми двигателями с большей степенью двухконтурности: его легко отличить по диаметру вентилятора. Его укороченная версия должна была называться MD-95, но к тому времени компанию поглотил Boeing и эти самолеты выпускались уже под названием Boeing 717. Они пока летают.
А наследие DC-9 будет жить еще долго: новый китайский COMAC ARJ21 во многом повторяет конструкцию старого доброго “Дугласа” и похож на него как две капли воды.
Сомас похож на наш Ту-334
Поразительная некомпетентность. Каравелла и DC-9, это совершенно разные самолёты и говорить что американцы сделали свой на базе Каравеллы… Тогда скажите, что и Ту-134 тоже сделан на базе Каравеллы, ведь у него тоже 2 движка в хвосте. Идиоты…
Учите матчасть. DC-9 использовал многие технические решения «Каравеллы», а не сделан на ее базе.