В конце прошлой недели British Airways объявила об окончательном выводе из эксплуатации самолетов Airbus A318, которые летали из аэропорта Лондон-Сити в Нью-Йорк, перевозя всего по 32 пассажира в бизнес-классе: никакого эконома! Интересно, что самолет при этом садился для дозаправки в ирландском Шанноне – аэропорту, где, кстати, появился первый в мире магазин Duty Free. Там же пассажиры проходили паспортный контроль для въезда в США и прибывали в JFK уже как внутренний рейс, просто выходя в город без каких-либо очередей.
Теперь возможностей полетать на самом редком Airbus (построен всего 81 самолет) у вас стало меньше, но они еще есть:
Во-первых, 18 таких машин есть у Air France. Три из них не эксплуатируются, а вот 15 вполне себе летают на региональных рейсах по Европе.
Во-вторых, 4 A318 есть у румынской авиакомпании Tarom. На них тоже можно слетать из Бухареста в несколько европейских столиц.
В-третьих, A318 есть у Titan Airways: это британская авиакомпания, специализирующаяся, помимо прочего, на мокром лизинге воздушных судов, то есть, сдаче напрокат самолета с экипажем. В апреле ее A318 летал, например, чартерными рейсами из Лондона на остров Святой Елены, куда возил врачей и медицинское оборудование с дозаправкой в Гане. Самолет был выбран для этой задачи потому, что может взлетать и садиться на сложных аэродромах – с короткими ВПП и увеличенными углами глиссады, при этом он имеет большую дальность полета: до 5700 км.
Однако за 10 лет, с 2003 по 2013 год, был выпущен всего 81 такой самолет. Главной причиной такой непопулярности стала высокая цена: конкурирующие Embraer-195 или Bombardier CRJ-1000, вмещающие примерно столько же пассажиров (от 107 до 132 в типовых компоновках) стоили чуть ли не в два раза дешевле, а также потребляли меньше топлива из-за более узкого фюзеляжа и, как следствие, более низкого сопротивления воздуха. Кроме того, A319 (тоже непопулярный на фоне A320/A321) был ненамного больше, но эффективнее, а преимущества A318 оказались востребованы в слишком узкой нише.
Зато A318 наравне с новым A220 (переименованным Bombardier CS100/CS300) стал самым безопасным самолетом Airbus: не было потеряно ни одного борта, не было ни одной катастрофы, ни разу не пострадали ни пассажиры, ни экипаж, ни люди на земле.
Илья Шатилин
Такой самолет летает в Тхимпху (Бутан)