Все, наверное, помнят сцену из фильма «Приключения итальянцев в России», где пассажирский самолет садится прямо на шоссе. Это, конечно, придумка киношников, а снимали ее на настоящем аэродроме, раскрашенном под автодорогу. А вот в Австралии взлеты и посадки на шоссе – обычная практика для авиакомпании RFDS (Royal Flying Doctor Service). У нее 77 самолетов санавиации, и если с вами что-то случится в любой австралийской глуши среди страусов, коал и кенгуру, то за вами совершенно бесплатно прилетит один из бортов и доставит вас в больницу. Подробнее:
У RFDS 40 баз на территории континента, и в любую точку самолет прибудет через максимум 2 часа.
Вероятность того, что самолет понадобится именно в конкретном месте, слишком низка для того, чтобы строить аэродромы. Поэтому сеть автомобильных дорог в Австралии построена таким образом, чтобы самолеты могли садиться прямо на шоссе. Дорога в этом месте расширяется, а торцы импровизированной полосы обозначены, как и положено, «зеброй» – это не пешеходный переход, а аэродромная разметка. Сбоку оборудованы «карманы» для стоянки и разворота самолетов.
Когда ожидается посадка самолета, местная полиция перекрывает дорогу, впрочем, в отдаленных уголках Австралии машин крайне мало, поэтому это не всегда необходимо. Интереснее всего организованы посадки ночью: светосигнального оборудования-то нет, радиомаяков тоже, поэтому… на земле поджигают выставленные в ряд рулоны туалетной бумаги.
Последний раз самолет RFDS использовал аэродромный участок дороги в августе 2020 года неподалеку от деревни Юкла с населением 53 человека. До ближайшей больницы оттуда – 500 км.
В других странах мира аэродромные участки дороги предусмотрены лишь для военной авиации. Придумали их, по всей видимости, еще в конце Второй мировой войны в Германии: военные аэродромы к тому времени разбомбили союзники, а Люфтваффе нужно было как-то летать, вот и переоборудовали прямые участки уже существовавших тогда автобанов.
АУД есть и в России, причем военные летчики периодически отрабатывают посадки на них.