Министерство юстиции США объявило об окончании расследования масштабного дела о контрабанде краденой продукции Apple, в которой были замешаны экипажи «Аэрофлота». Преступная группировка в составе 10 человек контрабандой переправила из США в Россию продукцию Apple на сумму свыше 50 миллионов долларов, значительная часть которой была краденой. Так, например, один iPhone обходился контрабандистам примерно на $200 дешевле рыночной стоимости.
В качестве курьеров, перевозящих контрабандные iPhone, iPad и Apple Watch, использовались экипажи «Аэрофлота» на рейсах из Нью-Йорка в Москву, а также пассажиры. По итогам расследования 113 членов экипажей лишили американских виз; это порядка 1/6 от всех членов экипажей, имеющих американские визы и, соответственно, допущенных до рейсов в США (всего их 800 человек). Один бортпроводник мог провезти за один раз 5-10 «айфонов», получая за каждый 2-3 тысячи рублей. При выполнении 4 рейсов в месяц (это нормальная практика для тех, кто имеет американские визы) получалась неплохая прибавка к зарплате: от 40 до 120 тысяч рублей (теперь вы понимаете, почему «старые-толстые-страшные» так переживали по поводу отлучения от международных рейсов). На шереметьевской таможне на багаж экипажей внимания практически не обращают; в худшем случае стандартное вознаграждение составляет до $200 за чемодан, обычно меньше. Рекорд по объему провезенной контрабанды был поставлен 5 октября 2019 года, когда один из членов преступной группировки провез сразу 9 чемоданов с 235 устройствами на общую сумму $250 тыс.
Из Москвы экипажи тоже не летали пустыми; например, из России в США везут IQOS (он там стоит значительно дороже, чем у нас), рыбу, икру (их покупают рестораны) и даже домашних животных.
Из Америки, помимо техники Apple, в промышленных масштабах возят определенные модели квадрокоптеров, а также картдриджи для Juul с тетрагидроканнабинолом, которые выпускаются сторонними производителями и продаются только в Лос-Анджелесе: на последних зарабатывают куда больше, чем на айфонах.
«Аэрофлот» не комментирует ситуацию (upd.: в опубликованном позднее официальном комментарии подчеркивается, что среди 10 членов организованной группировки нет сотрудников авиакомпании, то есть, они выступали лишь курьерами); как удалось выяснить FrequentFlyers.ru, пока со стороны работодателя никаких взысканий к лишенным виз бортпроводникам не последовало. Однако в ходе предстоящей в декабре реструктуризации штата они, вероятно, будут первыми кандидатами на сокращение.
Илья Шатилин