Новый российский среднемагистральный самолет МС-21 совершил первый полет с двигателями отечественного производства. Модификация с моторами ПД-14 называется МС-21-310. Борт с регистрационным номером 73055 взлетел сегодня с аэродрома Иркутского авиационного завода и находился в воздухе 1 час 25 минут.
Остальные 4 построенных самолета модификации МС-21-300 оснащены двигателями Pratt&Whitney PW1400G, они периодически совершают испытательные полеты, необходимые для сертификации нового самолета. Минпромторг рассчитывает, что самолет будет сертифицирован до конца 2021 года. В 2019 году, впрочем, рассчитывали на конец 2020 года.
Российский двигатель ПД-14 имеет чуть меньшую тягу по сравнению с американским (137 кН против 140,4), а также несколько меньший диаметр вентилятора (1,9 м против 2,06 м) и меньшую степень двухконтурности: 8,5:1 против 12:1, что делает его менее экономичным. Однако по сравнению с нашими двигателями прошлых поколений это большой шаг вперед хотя бы потому, что это первый гражданский турбовентиляторный двигатель, полностью разработанный в России после распада СССР. Также он превосходит двигатели Airbus A320ceo и Boeing 737NG, у которых степерь двухконтурности не превышает 6:1.
Кроме того, ПД-14 легче, чем PW1400G, а за счет меньшего диаметра создает и меньшее аэродинамическое сопротивление, а также значительно дешевле (в том числе в обслуживании). Разработчики обещают, что общие эксплуатационные расходы у МС-21 с отечественным двигателем будут на 2,5% ниже, чем с американским. Однако мы пока не знаем, что у него будет с надежностью и доступностью запчастей.
Двигатель – самый сложный этап при создании нового самолета; его разработка в среднем занимает вдвое больше времени, чем всех остальных элементов – от планера до авионики.
В сравнении с прямыми конкурентами – Boeing 737 и Airbus A320 – МС-21 легче за счет высокой (30%) доли композитных материалов в планере, у него выше крейсерская скорость (870 км/ч против 820) и за счет легкости он потребляет меньше топлива; для версии с PW1400G заявлялась экономия до 20% по сравнению с находящимися сейчас в эксплутациями вариантами 737NG/A320ceo и до 10% по сравнению с их ремоторизованными версиями (A320neo, использующий двигатель PW1100G того же семейства, и Boeing 737 MAX).
Пассажир в первую очередь заметит, что у МС-21 больше диаметр фюзеляжа: 4,06 м. Благодаря этому ширина салона достигает 3,81 м против 3,70 м у семейства A320 и 3,53 м у 737. То есть, кресла будут шире, а в проходе смогут легко разойтись два человека, и в туалет можно будет ходить во время обслуживания питанием, не вынуждая бортпроводников катать тележки туда-сюда, чтобы пропустить пассажиров.
50 самолетов МС-21 должен был уже с 2021 года начать получать «Аэрофлот», однако согласно новой стратегии развития Группы воздушные суда отечественного производства планируется сосредоточить в авиакомпании «Россия».
Этот жырнобрюхий буй — хто ето?