Авиакомпания «Россия» закрыла собственный интернет-магазин брендированной продукции, просуществовавший чуть более полутора лет. По ссылке shop.rossiya-airlines.com открывается дежурное сообщение о том, что запрашиваемый интернет-магазин временно не работает, от платформы InSales, на которой он, как выяснялось, был построен. В авиакомпании подтвердили факт «временной заморозки» работы магазина, объяснив это снижением пассажиропотока и, как следствие, снижением спроса на продукцию интернет-магазина.
Однако истинная причина закрытия лежит, по всей видимости, в административной плоскости: запускала его Олеся Владимирова, перешедшая в «Россию» с позиции руководителя департамента корпоративных коммуникаций «Трансаэро» и создавшая там магазин на той же платформе, успешно проработавший более полугода после остановки полетов авиакомпании.
Из «России» Владимирова перешла на работу в аэропорт Внуково, а в авиакомпании не осталось сотрудников, готовых заниматься интернет-магазином и понимающих его пользу. Дело в том, что с экономической точки зрения подобные магазины скорее убыточны, поскольку требуют как затрат на разработку и поддержку (значительная часть которых осваивается «эффективными менеджерами»), так и человеческих ресурсов.
Так что подобные магазины – это, скорее, одна из разновидностей имиджевой рекламы, а также канал реализации корпоративной сувенирной продукции. Крупные компаниям «по протоколу» положено заказывать сувенирную продукцию. «Она работает как бесплатная реклама: человек пользуется сувениром и каждый раз контактирует с брендом», – объясняет маркетолог Михаил Фадеев. Как правило, этой брендированной продукции для подарков партнерам, подрядчикам и т.п. заказывается больше, чем реально раздается; остатки реализуются через такие интернет-магазины: если посмотреть на их ассортимент, вы увидите в основном все те же ручки, блокнотики, кружки и прочую мелочь; у авиакомпаний, впрочем, есть своя «фишка» в виде моделей самолетов. При этом фанатов бренда, страстно желающих купить себе какой-то сувенир с символикой авиакомпании, находится не очень много: «заплатить свои деньги за то, чтобы рекламировать чужой бренд – странное решение», – добавляет Фадеев.
За первый год магазин реализовал 850 товаров, в основном канцтоваров ценой до 300 рублей; более половины заказов совершили сотрудники авиакомпании. Конверсия посетителей в покупателей составляла около 1,3%.
Иногда, впрочем, встречаются и интересные находки: например, у той же «Трансаэро» были популярны куклы-стюардессы и зонты; зонты продавала и «Россия». К полезным сувенирам можно отнести также багаж – например, коллекцию брендированных чемоданов выпускала Rimowa в коллаборации с Lufthansa, а в 2017 году лимитированную коллекцию с «Аэрофлотом» сделал Samsonite. «Уральские авиалинии» выпускали футболки с принтом «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»; однако сейчас их в продаже нет. Больше всего полезных сувениров у S7: тут есть даже детские коляски! А некоторые вещи есть смысл купить именно здесь: например, популярный рюкзак XD Design Bobby доступен в редком желтом цвете и стоит дешевле, чем в других интернет-магазинах.
Илья Шатилин