Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари в городе Лукла в Непале (LUA/VNLK) считается самым опасным аэропортом в мире: за последние 20 лет в нем произошло 7 авиакатастроф с более чем 50 жертвами. Сюда выполняются прямые рейсы из Катманду, многие пассажиры – это туристы, пытающиеся совершить восхождение на Эверест, что само по себе довольно опасно. Но прежде чем подниматься в горы, нужно еще и долететь! А это не так просто по нескольким причинам.
Во-первых, аэропорт находится высоко в горах, на высоте 2859 над уровнем моря, воздух разрежен, и в таких условиях снижается и тяга двигателей, и подъемная сила крыла: выдерживать малую скорость при заходе на посадку тяжело, посадка происходит с повышенной скоростью и полоса длиной 527 м, чтобы самолеты потом с нее не могли выкатиться, расположена с заметным уклоном вверх: 12%. То есть, один торец полосы выше другого на 60 метров: это высота двадцатиэтажного дома! Естественно, и самолеты сюда допущены только с укороченным взлетом и посадкой: это Л-410 УВП, DHC-6 Twin Otter, Pilatus PC-6 и Dornier 228.
А рядом расположены две горных вершины: Кусум Кангуру – 6367 м, и Нумбур – 6959 м, при выполнении схем захода желательно с ними не столкнуться. Кроме того, из-за особенностей рельефа в районе аэропорта часто наблюдаются сдвиги ветра. Более того, здесь нет схем ухода на второй круг. То есть, если ты садишься – ты в любом случае садишься. Хоть тушкой, хоть чучелом. Ах да, никаких радаров нет: диспетчер, если что, не поможет векторением. Нет также ILS или приводных радиомаяков, заход исключительно визуальный.
Из-за непредсказуемой погоды порядка 50% рейсов отменяется. Если погода меняется в процессе получасового полета, самолет возвращается обратно в Катманду. В аэропорт летают из Катманду сразу 5 авиакомпаний.
Оттуда еще улететь непросто бывает! =)
Мы в Лукле однажды после трека просидели несколько дней, ожидая летной погоды.