«Аэрофлот» придумал, как легализовать формально запрещенный в России овербукинг: как пишут «Ведомости», нацпер предложил разрешить российским авиакомпаниям продавать билеты по специальным тарифам, которые будут подразумевать возможность изменения условий договора воздушной перевозки в одностороннем порядке. Изменять предлагается дату, время, маршрут (не путайте его с пунктом назначения) и класс обслуживания.
То есть, купили вы билет в бизнес-класс на прямой рейс из Москвы в Москву на 8 марта, но полетите 9-го с 10-часовой пересадкой в Красноярске в экономе. Правда, при этом вам выплатят компенсацию до 30 тысяч рублей, но только в некоторых случаях. Например, если вас уведомили об изменении условий перевозки минимум за две недели, то компенсация не полагается. Объясняем, почему это хорошо (и нет, ничего не опровергали, читайте внимательно):
Фактически предлагаемые условия позволяют легализовать два явления, которые практикуют российские авиакомпании, включая «Аэрофлот». Во-первых, это овербукинг, при котором часть пассажиров летит одним из следующих рейсов без какой-либо компенсации. Во-вторых, это отмена рейсов из-за низкой загрузки, когда авиакомпания не хочет гонять полупустой самолет, а предпочитает «распихать» всех на свободные места на следующих рейсах.
Сейчас пассажир в этих случаях может только вернуть деньги за билет и никуда не лететь, либо пытаться купить по «последней цене» билет другой авиакомпании. При этом впоследствии он теоретически может отсудить у авиакомпании свои убытки и моральный вред, поскольку дата и время прибытия являются существенными условиями договора перевозки. И если по вине авиакомпании вы не успели, например, на рейс другого перевозчика из аэропорта назначения, пропустили концерт, свадьбу и т.п., то все это можно в разумных пределах компенсировать через суд, правда, довольно долго и муторно.
При этом сегодня пассажиров при овербукинге «выкидывают» с рейса фактически по случайному принципу: в России нет принятой за рубежом практики, когда авиакомпания ищет среди пассажиров добровольцев, готовых полететь позднее за компенсацию (например, мне в США Delta предлагала ваучер номиналом $500 за 4-часовое ожидание рейса Анкоридж-Сиэтл). Как нет и компенсаций. При этом овербукинг легко без нарушения закона реализовать, например, формальной заменой борта на борт меньшей вместимости. Предлагаемые «Аэрофлотом» изменения в Воздушный кодекс и ФАП как раз позволят пассажиру выбирать: платить меньше и лететь на «птичьих правах» или же заплатить дороже за гарантированное место на борту.
«Аэрофлот» заявляет, что это позволит снизить стоимость билетов в среднем на 2%. На практике это, скорее всего, будет означать, что билеты по недорогим тарифам типа (условно) «Бюджет» и «Оптимум» будут стоить столько же, но станут «негарантированными», а чтобы точно получить место или компенсацию при невозможности улететь запланированным рейсом, нужно будет купить (условно) самый дорогой возвратный тариф «Максимум»: примерно так же, как это было с появлением безбагажных тарифов. Соответственно, бизнес-путешественники, которым важно конкретное время прибытия, станут платить больше. «Инициатива, по сути, состоит в создании еще одной тарифной опции наряду с другими, уже существующими», – комментирует пресс-служба авиакомпании. То есть, это может быть что-то типа тарифа «Гарантированный Максимум» или «Оптимум-точно-улетишь» и пр.
И, что немаловажно, в предложении «Аэрофлота» регламентируется размер компенсаций за задержку прибытия в аэропорт назначения. Здесь «сетка» выплат напоминает Регламент ЕС 261/2004, но с другими интервалами. В частности, если вы прибудете с задержкой от 2 до 6 часов, получите 100% от оплаченного тарифа (без сборов), но не более 12 тыс. рублей. Если задержка составит 6-12 часов, то 200% от тарифа, но не более 20 тыс. И, наконец, при задержке более 12 часов вам дадут 300% оплаченного тарифа, но не более 30 тыс. рублей. Даже с учетом того, что во многих билетах «Аэрофлота» размер сборов уже стал больше размера тарифа, это все равно лучше, чем нынешнее ничего. Некоторые эксперты считают, что новые условия позволят авиакомпании просто так выкидывать с рейса пассажиров, купивших билеты заранее по низкой цене, чтобы продать их дороже накануне вылета, однако не стоит забывать, что выкинутого пассажира все равно обязаны перевезти, просто другим рейсом.
Нацпер уже, впрочем, открестился от инициативы, заявив, что в актуальной повестке такая инициатива не рассматривается: дескать, она прорабатывалась в период пандемии как одна из инициатив по приданию пассажирам большей уверенности в периоды массового изменения расписания, возможных изменений типов воздушных судов, неопределенности со сроками снятия ограничений. Однако важно понимать, что предложение «Аэрофлот» направил в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта 11 февраля 2021 года, то есть, две недели назад. А в АЭВТ заявили, что рассмотрение инициативы отложено до конца февраля для сбора мнений всех авиакомпаний, а в Минтрансе – что до полноценного восстановления авиасообщения. То есть, под «актуальной повесткой» «Аэрофлот», похоже, имеет в виду состояние на 26 февраля, а 27-го она запросто поменяется. Не надо стесняться, «Аэрофлот». Хорошая же инициатива-то.
Илья Шатилин
Проблема в том, что, в отличие от США, в России следующий рейс ожидается не через 4 часа. Рейсы чаще одного раза в сутки у нас вообще бывают только между крупными городами и Москвой, ну и как единственное исключение ещё 4 раза в день рейсы из Кольцово (Екатеринбург) в Толмачёво (Новосибирск) как между крупнейшими нестоличными аэропортами России. А вообще норма для региональной авиации — два раза в неделю. Рейсы в Москву, Питер и Новосибирск, бывает, выполняются ежедневно, но и сутки ждать — это не 4 часа. Гибкости маршрутов у нас тоже особо нет: разве что варианты прямой и через Москву. Вариантов вроде «вместо полёта с пересадкой в Челябинске предлагаем вам в тот же день полететь с пересадкой в Омске» у нас нет, а сама фраза вызывает только смех. Так что пусть если рейс поступил в продажу — выполеяют его. Право на замену борта только на больший, если все билеты раскупили заранее и есть смысл продать ещё.