В мире много разных пассажирских VIP-самолетов (они же бизнес-джеты), различающихся размерами, дальностью полета и внутренней отделкой. Однако в целом все они довольно скучны: сел в кожаное кресло, взял в руки бокал шампанского и летишь себе в какую-нибудь Ниццу со своими корги. Совсем другое дело – Ан-74Д, на котором мне удалось полетать в минувшие выходные. «Д» в данном случае означает, видимо, «Деловую» модификацию знаменитого «Чебурашки» Ан-74, у которого двигатели расположены высоко-высоко над крылом и впереди него.
При первом взгляде даже кажется непонятным, как такая непропорциональная с виду конструкция вообще может летать. Еще как может! А такое расположение двигателей имеет вполне конкретную цель. Во-первых, они находятся перед крылом и струя из них обдувает это самое крыло, создавая дополнительную подъемную силу. Во-вторых, они находятся очень высоко от земли и поэтому они не смогут «насосать» никаких посторонних объектов с полосы. В итоге Ан-74 может взлетать с грунтовых и ледовых взлетно-посадочных полос, а длина этой полосы может составлять всего… 400 метров! То есть, это такой самолет-джип, на котором можно слетать буквально на любой аэродром. Причем не какая-то мелкота типа «Пайпера» или «Сессны», а достаточно большой и комфортный: для понимания, в дальнейшем Ан-74 превратился в Ан-148, вмещающий 80 пассажиров.
В Ан-74Д пассажиров помещается всего 19, причем в двух классах: помимо типичного для бизнес-джета салона с креслами, столами и диванами есть еще салон эконом-класса за отдельной дверцей с рассадкой 2+2 и аварийным выходом, а за ним в хвосте – внушительный грузовой отсек с аккуратными полками для чемоданов и запчастей. Самое же интересное заключается в том, что в «экономе» в каждом из двух рядов есть по иллюминатору, а вот в «бизнесе» всего два иллюминатора на весь салон в самом начале, и все остальные VIP-пассажиры летят буквально внутри «ящика». Понятно, что за окном рассматривать особенно нечего, картина всегда одинаковая, но из-за этого возникает непривычный укачивающий эффект: потому что зрение никаких изменений окружающей обстановки не фиксирует, а вот вестибулярный аппарат – еще как! Ведь при взлете самолет буквально «прыгает» с места вперед, высоту набирает «свечкой» (не груз же везем, а всего-то несколько человек), а малейшее движение штурвалом создает ощущение противоракетных маневров: сказывается военно-транспортное прошлое. На эшелоне же летишь как в обычном пассажирском самолете; уровень шума в кабине лишь немногим выше, чем в Airbus A320 (77 дБ против 72 по замерам при помощи Apple Watch).
Дело в том, что этот Ан-74Д (RA-74048) изначально был построен как грузовой и лишь в 2001 году его переделали в бизнес-джет. Грузам иллюминаторы не нужны, а при переделке их прорезать не стали. Впрочем, существует один Ан-74Д, переделанный из грузового с установкой иллюминаторов (RA-74015). А всего таких самолетов в мире 4: еще один, RA-74047, сразу был построен как VIP-модификация (по другим данным, тоже переделан), а у «Газпромовского» RA-74012 (находится в состоянии металлолома) также не стали прорезать иллюминаторы.
Наш борт RA-74048 последние несколько лет простоял в Ярославле на капитально-восстановительном ремонте; после замены двигателей требовалось совершить технический полет из Ярославля в любой другой аэропорт и обратно. Сначала решили лететь в Вологду, но выяснилось, что по выходным там аэропорт не работает, и чтобы его открыть, нужно заплатить довольно внушительную сумму за взлет-посадку. Поэтому полетели туда-обратно в Череповец и решили совместить полезное с приятным: Сергей Мартиросян, организатор «Полетов ради полетов», договорился о том, чтобы на этот рейс взяли еще и пассажиров. В итоге «Полет ради полета» прошел в камерной обстановке: собралось 9 любителей авиации из разных концов страны, жаждущих полетать на уникальном типе. Не факт, что такая возможность представится когда-либо еще, поскольку после ремонта владелец борта рассчитывал оставить его себе для собственных нужд.
Большинство построенных Ан-74 эксплуатируются как грузовые; есть также грузопассажирские Ан-74ТК-100 со складными креслами (например, 5 таких машин есть у Utair, они работают на миссии ООН) и другие спецмодификации.
Небольшой фоторепортаж:
Илья Шатилин
Подтверждаю. Налетал около 5000час бортмехаником на Ан-74. Летал на севере России,в Афганистане,в Азии. Шикарный самолёт.
В Дудинку случайно в 2006/2007 годах не прилетал этот самолет ?
наблюдаю нло
Ан-148 разрабатывался с нуля. Ан-74 тут не причём.
нет, не с нуля. Это глубокая модернизация Ан-72/74
Начинали, как глубокую модификацию, а получили абсолютно новый самолет
77 дб против 72 дб это не немного громче. это на 75-80 % громче. каждые 6 дб — это увеличение амплитуды колебаний в 2 раза
Вообще по звуковому давлению 6дб, это в 4 раза, возьмите логарифмическую линейку и проверьте.
летал на этом самолете 74048, когда он был в Эксплуатанте Авиакомпании Шонкар. Башкирия , Уфа. 1994-1995 год.Летали Уфа-Депутатский, Петрозаводск-Депутатский, Екатеринбург-Депутатский, Летали через Усть-Илимск, Усть-Кут, Хатангу, Новый Уренгой…КВС Хафизов, Сапожников… оператор Евсеев.. Может кто их помнит.
Замечательный самолет. Отличные экипажи… Возили грузы , необходимые жителяи районов Крайнего Севера. Еще RA 74048 считался самолетом президента Башкортостана…