Венгерский лоукостер Wizz Air в июне снова собрался летать из Будапешта в Нур-Султан (Казахстан), и что самое интересное, дальше эти же самолеты из Нур-Султана будут выполнять рейсы в Пекин, столицу Китая. То есть фактически речь идет о перелетах между Европой и Китаем с дозаправкой в Казахстане – без посадок, конечно же, Airbus A320 и A321, которые эксплуатирует Wizz Air, такое расстояние (без малого 7500 км) преодолеть не смогут. Даже A321neo не хватит буквально чуть-чуть: понадобился бы A321LR, которых у Wizz Air нет.
Для выполнения таких рейсов Wizz Air остается получить допуск на полеты между Казахстаном и Китаем по пятой свободе воздушного пространства, дающей право на выполнение рейсов между двумя иностранными государствами с продолжением полета в свою страну или наоборот; в таком допуске нет ничего необычного – например, Singapore Airlines таким образом летали из Москвы в Стокгольм на A350.
Дозаправка в Средней Азии при выполнении рейсов из Европы в Юго-Восточную Азию – обычное явление для узкофюзеляжных самолетов; например, FlyBosnia в прошлом году летала из Сараева в Пекин с дозаправкой где? В Караганде. А до 90-х годов многие европейские авиакомпании дозаправлялись в Ташкенте.
Авиарейсов между Китаем и Казахстаном нет; между Венгрией и Китаем также нет, хотя до 2020 года существовало несколько беспосадочных рейсов, выполнявшихся китайскими авиакомпаниями.