После новости про арт-ливрею S7 некоторые наши читатели задались вопросом: а зачем вообще самолеты перед возвратом лизингодателю красят в белый цвет? Нет ли в этом расизма? Рассказываем:
Важно понимать, что перекраска в белый цвет происходит далеко не всегда, а только если такая процедура предусмотрена договором лизинга. Некоторые лизингодатели требуют вернуть им борт не брендированным (т.е. в ливрее авиакомпании), а в нейтральном белом цвете. Это нужно для того, чтобы самолет можно было практически мгновенно сдать в лизинг другому перевозчику – без необходимости искать свободные площадки в покрасочных цехах и тратить время и деньги на перекраску, в то время как «цветной» может зависнуть на более долгий срок. Тем более что в мире полно авиакомпаний, которые прекрасно летают на абсолютно белых самолетах: например, в России это iFly или почившие ВИМ-Авиа. В крайнем случае на белый фон можно бысто нанести наклейку с логотипом авиакомпании, да и все. В мире полно «ливрей», представляющих собой просто надпись на белом фоне.
Доходит до курьезов – даже если самолет после возврата лизингодателю отправляется в металлолом, ливрею последнего эксплуатанта все равно закрасят, если такой пункт был в договоре.
Почему именно белый цвет? Когда будете в аэропорту, обратите внимание: в большинстве ливрей авиакомпаний белый фон является доминирующим цветом. И это вовсе не из-за отсутствия фантазии или желания сэкономить, а из практических соображений.
Во-первых, белая краска отражает свет и самолет не так нагревается на солнце, когда летит (именно по этой причине на юге любят именно белые «Лады», а никак не черные или синие).
Во-вторых, под воздействием ультрафиолетового излучения на эшелоне краска быстро выгорает и блекнет – но только не белая, которая остается белой, поэтому самолет дольше остается #каксзавода. А еще белая краска не поглощает, а отражает ультрафиолетовые лучи, под воздействием которых стремительно стареют детали из композитных материалов.
В-третьих, белый самолет лучше видно в небе другим пилотам и птицам. По статистике, «бёрдстрайков» с белыми самолетами меньше, чем с остальными.
И, наконец, четвертое преимущество: белый самолет проще обслуживать, поскольку на белом фоне отлично видны трещины, вмятины, деформацию металла и т.п. С черными в этом плане одни проблемы.
а вес/стоимость/простота получения белой краски?
По весу принципиальных различий нет, но белая краска еще и дешевле цветной, да.
Самая гениальная ливрея всегда была у UTair