Российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929 все-таки будет построен: после ряда разногласий между двумя странами, угрожавших оставить проект нереализованным, обе подтвердили приход к консенсусу по вопросам сертификации и передачи ключевых технологий. Подробности о самолете:
Собственно, в сертификации и передаче технологий и была загвоздка: дело в том, что самолет будет строиться в Китае из компонентов, поставляемых китайскими компаниями, но по российским чертежам. Стороны не могли договориться о том, какая страна будет сертифицировать самолет, а российская сторона также опасалась утечки технологий. Впрочем, это не новая схема сотрудничества – например, выпускается же в Китае самолет Xian MA60, который представляет собой ремоторизованный Ан-24 с современной авионикой.
Вернемся, однако, к CR929: в марте этого года масштабные модели нового самолета вновь продували в аэродинамический трубе ЦАГИ – на этот раз тестировали вариант крыла с серповидной законцовкой. Полученные результаты подтвердили высокое аэродинамическое качество компоновки и проектную крейсерскую скорость полета М=0,85 (это порядка 900 км/ч на высоте 11000 м).
Первый самолет начнут строить уже в этом году, в 2023 году запланированы летные испытания, а серийное производство – с 2026 года. Китайцы рассчитывают выпустить порядка 1000 машин семейства до середины 2040-х годов: к тому времени конструкция, скорее всего, устареет морально. Большинство из построенных самолетов будут предназначаться для внутреннего рынка Китая; он на конец 2020-х годов оценивается примерно в 750-800 широкофюзеляжных машин. Если учесть, что три крупнейших китайских авиакомпании – Air China, China Southern и China Eastern – принадлежат государству, то приобретать они будут в первую очередь китайские самолеты, что значительно пошатнет дуополию Boeing и Airbus; перед CR929 стоит задача занять 10% мирового рынка широкофюзеляжных самолетов.
Основным конкурентом CR929 станет Boeing 787 и в меньшей степени Airbus A350 (это более вместительные машины). Российско-китайский самолет планируется выпускать в трех версиях: базовая CR929-600 сможет перевозить 280 пассажиров на 12000 км, укороченная CR929-500 возьмет 250 пассажиров на расстояние 14000 км, а удлиненная CR929-700 – 320 пассажиров на 10000 км.
Между тем двигателя для самолета нет ни в России, ни в Китае. Конечно, вся надежда на ПД-35, но он только разрабатывается и вряд ли его серийное производство начнется раньше 2030-х годов. Так что придется ставить Rolls-Royce или General Electric, как на 787.