Авиакомпания «Россия» объявила о том, что уже следующим летом будет выполнять рейсы на новых российских самолетах МС-21. Первый борт будет передан заводом-изготовителем уже весной 2022 года; сейчас ведется его сборка; в частности, на днях были пристыкованы секции композитного крыла. В авиакомпании также начали подготовительные работы к эксплутации самолетов. В частности, потребуется обучить пилотов и бортпроводников, организовать техническое обслуживание в аэропортах маршрутной сети, поддержание летной годности и т.п.
Пока неизвестно, по каким маршрутам будет летать МС-21 в «России» и в каких аэропортах он будет базироваться. Известно лишь, что первоначально новые лайнеры выйдут на уже существующие маршруты. Для ускорения ввода экипажей новые типы воздушных судов обычно ставят на короткие направления с большим пассажиропотоком, поэтому с очень большой вероятностью можно прогнозировать, что летать МС-21 будет изначально между Москвой и Санкт-Петербургом; сейчас на этом направлении «Россия» эксплуатирует Airbus A319 и иногда A320.
В компоновке для «Аэрофлота» лайнер был рассчитан на перевозку 169 пассажиров: 16 кресел бизнес-класса и 153 – экономического. Специально по заказу Аэрофлота на лайнерах планировалась установка Wi-Fi-оборудования для доступа в интернет. Однако теперь заказ может быть скорректирован – в частности, уменьшен салон бизнес-класса в пользу «эконома», да и от интернета могут отказаться, оставив только стриминговую систему развлечений.
МС-21 обладает самым большим в классе узкофюзеляжных самолетов диаметром фюзеляжа: 4,06 м. Благодаря этому ширина салона достигает 3,81 м против 3,70 м у семейства A320 и 3,53 м у 737. То есть, в проходе смогут легко разойтись два человека, и в туалет можно будет ходить во время обслуживания питанием, не вынуждая бортпроводников катать тележки туда-сюда, чтобы пропустить пассажиров.
Напомним, согласно глобальной стратегии «Аэрофлота» авиакомпании «Россия» отводится роль эксплуатанта современной отечественной техники. Нацпер передает ей свои «Суперджеты» (с января этого года введено 35 машин этого типа, а до конца года их будет 66), а также весь заказ на МС-21. Однако пока останутся и Airbus A319/А320, Boeing 737-800, Boeing 777-300 и Boeing 747-400.
«Сегодня программа МС-21 — это приоритетный национальный проект в транспортной отрасли. Знаковым для нас событием является то, что именно авиакомпания «Россия» станет первым эксплуатантом лайнеров данного типа. Специалисты авиакомпании отмечают, что планируемые характеристики лайнера МС-21 отвечают перспективным требованиям к надежности, безопасности и операционной экономики. Эти воздушные суда призваны послужить дополнительной основой роста и развития внутренних и международных маршрутных линий «России», — отмечает генеральный директор «России» Сергей Александровский.
ОАК планирует к 2025 году выпускать по 3 МС-21 в месяц, то есть, 36 самолетов в год.