Вчера мы рассказывали об отличиях узловых аэропортов (хабов) от базовых аэропортов: это близкие, но разные понятия. Если вкратце, то база – не всегда хаб, а вот хаб – всегда база. Почти всегда. Потому что есть редкие случаи, при которых аэропорт является для авиакомпании хабом, но при этом она в нем не базируется. Это так называемые scissor hub, в дословном переводе «ножничные хабы», по-русски же было бы правильнее назвать их «вилочными хабами» по аналогии с вилочной организацией маршрутов на наземном транспорте. Вот как они работают:
Вилочный хаб образуется в том случае, если какой-либо рейс авиакомпании летит с промежуточной посадкой в каком-то аэропорту, и в этот же аэропорт авиакомпания выполняет рейсы из других городов.
Например, авиакомпания Air India до пандемии летала из Ахмедабада в Ньюарк (пригород Нью-Йорка) с промежуточной посадкой в Лондоне. Также у авиакомпании были рейсы в Лондон из Дели и Мумбаи. Так вот, все три самолета из Индии прибывали в Лондон с утра. После этого две трети пассажиров оставались в Лондоне, а треть летела на одном самолете дальше в Америку. На обратном пути все наоборот: прилетевшие из Ньюарка в Лондон распределялись по трем другим самолетам и вместе с теми, кто летел непосредственно из Лондона, отправлялись домой.
Такая схема возможна по пятой свободе воздушного пространства: рейс между двумя иностранными государствами, начинающийся или заканчивающийся в своей стране. Она не ограничивает «вилочную» маршрутизацию, однако билеты на сегмент Лондон-Ньюарк отдельно не продавались, можно было купить билет только между Ахмадабадом/Дели/Мумбаи и Лондоном либо Ньюарком.
Зачем такая организация маршрутов вообще нужна? Ведь есть прямые рейсы Дели-Ньюарк, почему бы не собрать всех пассажиров из разных частей Индии внутренними рейсами в Дели и не отправить их дальше сразу в Америку? Да потому, что тогда бы недозагруженными оказались три рейса в Лондон: поставить на них самолеты меньшей вместимости нельзя, потому что летающие в Лондон Boeing 787-8 – и так самые маленькие из дальнемагистральных машин, имеющихся у Air India, а среднемагистральные не смогут преодолеть такое расстояние без промежуточных посадок.
Аналогичная схема использовалась другой индийской авиакомпанией Jet Airways в Амстердаме: там пассажиры из Бангалора, Дели и Мумбаи могли пересесть на рейс в Торонто. Австралийская Qantas позволяла долететь из Мельбурна, Брисбена или Сиднея до Лос-Анджелеса и далее проследовать до Нью-Йорка.
Ранее, с середины 1980-х до начала 2010-х годов, крупнейшим вилочным хабом в мире был аэропорт Токио-Нарита для американской Delta Airlines (ранее для Northwest Airlines до ее поглощения). Сюда прилетали пассажиры из нескольких городов США, и дальше они отправлялись по городам Юго-Восточной Азии. В 2011 году на пике здесь было 22 направления! К концу 2010-х направления были либо закрыты, либо заменены на рейсы с пересадкой в Сиэтле (который стал хабом для рейсов в Азию).
Использовалась такая схема и канадской WestJet: там до вилочного хаба в Сент-Джонсе можно было долететь внутренними рейсами из Оттавы, Торонто и Орландо, а дальше пересесть на рейсы в Лондон и Дублин – тут пятая свобода уже не требовалась, действовали обычные межправительственные соглашения.
Сейчас все описанные маршруты не действуют из-за ограниченного международного авиасообщения, поэтому пока можно смело считать, что хаб – это база.