Гендиректор «Победы» назвал архаичной советской нормой возможность сдать любой, даже невозвратный авиабилет, в случае болезни. Для покрытия этого риска авиакомпании закладывают в цену билета еще порядка 7% его стоимости, заявил он в интервью РБК: когда билет сдают по справке незадолго до вылета, авиакомпания может не успеть продать его кресло. Кроме того, приходится держать штат юристов и специалистов по экономической безопасности для проверки подлинности справок, поскольку очень велика доля подделок.
Действительно, Россия – одна из немногих стран мира, где риски болезни пассажира законодательно возложены на авиакомпанию. Если купить невозвратный билет, например, любого европейского лоукостера, то при болезни вернуть деньги за него вы не сможете; список причин для вынужденного возврата там существенно меньше – отмена, задержка и т.п. При этом возможность сдать билет согласно пункту 227 Федеральных авиационных правил распространяется не только на пассажира, но и на членов его семьи и близких родственников, летящих вместе с ним – поскольку очевидно, что в данной ситуации поездка зачастую вообще теряет смысл. Например, собирались вы всей семьей на море, а ребенок заболел – родители же не полетят одни.
Однако даже такой «пассажироориентированный» закон имеет ряд ограничений. В частности, нужно уведомить перевозчика до окончания времени регистрации. Если вы лежите без сознания в реанимации, сдать билет постфактум будет невозможно (впрочем, в такой ситуации вряд ли билеты будут вас сильно беспокоить). Кроме того, «требования к медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика» – то есть, авиакомпания на вполне законных основаниях может справку не принять.
В частности, в правилах «Победы» перечислен внушительный список требований: помимо прочего, болезнь должна быть внезапной и продолжаться в день вылета, а в справке должно упоминаться наличие медицинских противопоказаний к полёту на самолёте при данном виде заболевания. Более того, чтобы вернуть деньги за билет «Победы», нужно сделать нотариально заверенную копию листка нетрудоспособности (больничного) и отправить ее бумажной почтой в офис – то есть, процесс возврата максимально затруднен и если билет стоил пару тысяч рублей, то возвращать его по болезни имеет смысл только очень принципиальным людям, имеющим очень много свободного времени – иначе получится «навар из-под яиц».
Пока отмена возможности сдать билет по болезни имеет статус высказывания Андрея Калмыкова в интервью. Однако «Победа» известна настойчивыми попытками лоббирования своих инициатив – от писем в профильные ведомства до привлечения внимания СМИ (например, обещаниями повысить цены). Некоторые советские нормы уже были изменены специально под запуск лоукостера (невозвратные и безбагажные тарифы), некоторые же, например, плата за регистрацию в аэропорту даже теми, кто регистрируется онлайн, еще сохраняются.
Правда, на аргументы, приводимые в интервью Андреем Калмыковым, легко привести контраргументы. «Так нечестно. Если у нас сломался самолет или заболел командир [воздушного суда], мы же не можем сказать, что из-за этого никто никуда не полетит», – говорит он. Однако когда никто никуда не летит из-за отмены рейса по метеоусловиям, техническим или бюрократическим причинам, то пассажиру просто возвращают деньги, на которые он уже не может купить билет другой авиакомпании, в то время как в Европе, например, перевозчик обязан при желании пассажира организовать его доставку в пункт назначения альтернативными рейсами. А при задержке доставки еще и компенсацию до 600 евро выплатить. Так что если копировать зарубежную практику – давайте копировать её во всём, а не избирательно.
Илья Шатилин
Пусть вернут багаж на рейсах бесплатно — так нечестно, экипаж может брать с собой багаж, а пассажирам сказали платить. Победа, кстати, может стать еще более инновационной, как бы вы это не интерпретировали, и первой в мире взимать плату за багаж с экипажа, уравняв таким образом и паксов, и своих работников в правах.