Авиакомпания «Победа» ввела бонусы для пассажиров задержанных рейсов: если ваш рейс задержан не более чем на 3 часа, то каждый пассажир получит 1000 рублей, если более чем на 3 часа – то 2000 рублей. Бонусы выплачиваются не «живыми» деньгами, а в виде промокода (скидки) на последующий перелет. Ранее получить компенсацию за задержку пассажиры российских авиакомпаний могли разве что при вылете из стран Евросоюза по Регламенту ЕС261/2004, да и их выплачивал только «Аэрофлот», в то время как остальные пользовались тем, что пассажир вряд ли будет подавать на перевозчика в европейский суд – даже сервисы типа Compensair сразу отказывались обрабатывать подобные кейсы.
Началось все с того, что «Победа» отменила более 50 рейсов в период с 26 по 31 августа из-за того, что более 10 командиров воздушных судов (из более чем 250) слегли с подтвержденным коронавирусом. Фактически некому стало везти пассажиров (привет всем, кто хотел пролоббировать отмену вынужденного возврата билетов по болезни клиента), однако отмены, к счастью, оказались предсказуемыми. Расписание скорректировали таким образом, чтобы пассажиры узнали об отмене рейсов заранее. Что нехарактерно для «Победы» вообще, российской гражданской авиации и мировых лоукостеров в целом – так это то, что пассажирам решили не возвращать деньги, а все же перевезти их, передав на рейсы других авиакомпаний, в частности, «Аэрофлота» и AZUR Air. Шаг предусмотрительный, поскольку иначе в эти дни, когда все возвращаются из отпусков в преддверии 3 сентября, людям было бы просто никуда не улететь – это вызвало бы волну негатива и излишний интерес контролирующих органов, а также политиков, которые в преддверии выборов могли бы раздуть этот скандал для привлечения внимания к себе накануне выборов. «Выборы скоро, Бастрыкин возбудится», — лаконично прокомментировал ситуацию источник в авиаотрасли. Компенсации введены, опять же, временно, на период массовой отмены, а промокоды действуют 6-12 месяцев.
Интересно, что по российским законам, в отличие от европейских, при отмене рейса авиакомпании достаточно просто вернуть деньги за билет, при этом она не обязана доставлять пассажира в пункт назначения, это становится его собственной проблемой. Также не предусмотрено и компенсаций за доставку пассажира позднее намеченного срока, кроме смешных штрафов в 25 рублей за час просрочки (в пользу государства). «Победа» же почему-то ввела такие компенсации добровольно. Пассажирам двух отмененных без альтернативы рейсов (в Уфу и Владикавказ), помимо возврата денег, дали скидку 90% на следующий перелет, то есть, он для них станет практически бесплатным.
«Мы сделали абсолютно всё, чтобы наши клиенты прилетели в свои города. В рамках коррекции полётной программы мы предложили альтернативные удобные перелёты как на соседние рейсы Победы, так и на рейсы других авиакомпаний. Доплачивать при этом ничего не нужно, все расходы мы взяли на себя. В сложившейся ситуации мы постарались сделать всё возможное, чтобы даже с учётом нарушенных планов наши клиенты остались довольны. И всё равно искренне сожалеем о доставленных неудобствах, приносим свои глубочайшие извинения и очень надеемся, что наши клиенты дадут нам шанс исправить испорченное впечатление и снова выберут Победу», — комментирует пресс-служба авиакомпании.
Впрочем, несмотря на кажущуюся идиллию, некоторые пассажиры пострадали настолько, что не улетели и потеряли деньги. Это те, кто купил билеты с самостоятельной стыковкой через Внуково (а отменены были рейсы из/во Внуково) – либо двумя отдельными бронями «Победы», либо отдельной бронью «Победы» и другой авикомпании, например, Utair. В этом случае стыковка зачастую «слетала» из-за изменений в расписании – например, первый рейс прибывал позже отправления второго, либо же после перебронирования на рейс «Аэрофлота» получалось так, пассажиру для пересадки требовалось ехать из Внукова в Шереметьево или наоборот – и он мог не успеть. Для сквозных билетов с пересадкой во Внукове «Победа» обеспечивала сохранение стыковки, в том числе меняя ее на стыковку в Шереметьево и оба сегмента «Аэрофлотом». При самостоятельных стыковках нужно всегда принимать во внимание подобные риски: если один из рейсов будет задержан или отменен, то на второй вы можете не успеть без каких-либо компенсаций. Впрочем, существуют (призрачные) шансы отсудить понесенные при этом убытки у авиакомпании, нарушившей условия договора перевозки.
Илья Шатилин