«Авиакомпания «Победа» поддержала введение запрета на полёт для невакцинированных пассажиров без QR-кодов». «Прививочная сегрегация: в самолёт «Победы» не пустят без QR-кода». Подобными сообщениями пестрят ленты новостей и социальные сети. Рассказываем, в чём суть, кому и зачем будет нужен QR-код.
Началось все того, что пресс-служба администрации Хабаровского края заявила о том, что рассматривает возможность с 1 декабря начать требовать QR-коды для вылетающих и прилетающих, в том числе для желающих приобрести авиабилет. «Мы сейчас предупреждаем, но при негативном развитии ситуации такое вполне возможно, допуск в здание аэропорта и прилет лиц в аэропорт возможен только при наличии QR-кода. (…) Ни улететь, ни прилететь без кода будет невозможно. Этот вопрос обсуждается со сроком введения 1 декабря», — сказал заместитель председателя правительства Хабаровского края Евгений Никонов на пресс-конференции в хабаровском пресс-центре «Интерфакса». Информация о QR-кодах при продаже также опубликована на сайте правительства.
Пресс-служба «Победы» в ответ на запросы комментариев журналистов сообщила, что всецело поддерживает запрет на осуществление регистрации и полёта без QR-кода, но не поддерживает наличие QR-кода для покупки билета. «Это и нарушит права граждан (те, кто решится вакцинироваться перед полётом, будут вынуждены покупать билеты накануне вылета и, соответственно, платить больше), и не достигнет цели противодействия распространения вируса (человек с действующим QR-кодом сможет купить билет на дальнюю дату, когда его прививочный сертификат уже не будет действовать)», – говорится в заявлении пресс-службы.
Действительно, QR-код для покупки билета – это труднореализуемая фантазия чиновников, которые, видимо, до сих пор покупают бумажные билеты в авиакассах и думают, что кассир легко проверит и наличие QR-кода. Однако большинство авиабилетов – электронные, а свыше 70% продаж авиабилетов в России приходится на онлайн-каналы. То есть, для контроля наличия QR-кода всем сайтам всех авиакомпаний и всех билетных агентств – а это десятки, если не сотни веб-ресурсов – нужно прямо сейчас, за несколько дней прикрутить интеграцию с порталом Госуслуг, что нереализуемо ни с технической, ни с бюрократической точки зрения, потому что просто так разработчикам того или иного веб-сервиса доступ к API «Госуслуг» не дадут. То есть, за несколько месяцев это сделать теоретически реально, но, во-первых, дорого (нельзя просто так взять и приколхозить к какому-нибудь Sabre или Amadeus интеграцию с «Госуслугами» для проверки сертификатов вакцинации), во-вторых, бессмысленно – пока это будет реализовано, пандемия уже закончится.
Во всех странах, где сертификат о вакцинации требуется для совершения перелета (например, в той же Европе), он проверяется не при покупке билета, а при регистрации на рейс. Сейчас это приводит к возникновению очередей в аэропортах, т.к. каждая проверка занимает хоть и небольшое, но время. Однако уже разработаны и внедряются полностью цифровые решения вроде IATA Travel Pass, где данные о прививках и ПЦР-тестах хранятся в блокчейне и не требуют ручной верификации. К осени это решение планировал запустить «Аэрофлот», и его даже успели успешно протестировать на рейсах Москва-Лондон, однако процесс внедрения еще не завершен.
Важно подчеркнуть, что планы администрации Хабаровского края – это пока что лишь планы, никакого постановления, имеющего юридическую силу, никто не подписывал. Контролировать факт проверки QR-кода при онлайн-продаже билетов правительство региона не сможет, это вообще не в его юрисдикции. Наконец, «Победа» не летает ни в Хабаровский край, ни на Камчатку, где планируется ввести проверку QR-кодов при регистрации на рейс (но не при продаже) уже с 23 ноября.
То есть, пассажирам «Победы» вообще никакие QR-коды не нужны ни при покупке билетов, ни при регистрации. Весь хайп – пшик.
Молодцы всецело поддерживаю. Давно пора.
Хочешь колись, я то тут причем?