В мире остался последний Ил-96 в коммерческой эксплуатации: борт кубинской авиакомпании Cubana до сих пор выполняет коммерческие рейсы. Всего же осталось 5 эксплуатирующихся машин этого типа:
Вообще 90% коммерческих рейсов на Ил-96 выполняли «Аэрофлот» и Cubana. Также этот тип эксплуатировали «бебифлоты» вроде Domodedovo Airlines и Krasair: кто успел что-то отжать на фоне развала СССР, того и тапки.
Ил-96 стал модернизированной версией «советского аэробуса» Ил-86, получившей винглеты, дисплеи в кабине пилотов (glass cockpit) и электродистанционную систему управления. Первый полет Ил-96-300 состоялся в 1988 году на ныне застроенном аэродроме в Ходынке, первым заказчиком стал «Аэрофлот» в 1993 году, однако в святые девяностые российские авиакомпании получили возможность брать относительно подержанные и даже новые Boeing 767 и Airbus A330, на фоне которых российский четырехдвигательный лайнер с четырехчленным экипажем выглядел экономически нецелесообразным. В 2014 году «Аэрофлот» вывел из эксплуатации все ВС этого типа.
Наиболее протяженным маршрутом для Ил-96 было направление Москва-Петропавловск-Камчатский, на котором тип эксплуатировался до 2012 года. Далее идут:
Шереметьево-Дели
Шереметьево-Бангкок
Гавана-Мадрид
Домодедово-Красноярск
Шереметьево-Хабаровск
Гавана-Буэнос-Айрес
Шереметьево-Сеул
Шереметьево-Стамбул
Гавана-Орли
Кубинская авиакомпания Cubana до сих пор использует Ил-96 с регистрацией CU-T1250. Борт построен в 2005 году, в салоне 18 кресел бизнес-класса и 244 экономического. Он в последнее время летает в основном из Сантьяго-де-Куба в Мадрид, Москву и канадский Гандер, а также в Буэнос-Айрес (иногда с промежуточной посадкой в Кайо-Коко).
Аналогично реакции высшего партийно-советского руководства на смерть
пролетайского писателя М. Горького:
Умер Максим — ну и хер с ним!