Авиакомпания «Россия» объявила об очередном достижении: мировом лидерстве по темпам прироста флота. За 2021 год были введены в эксплуатацию 56 «Суперджетов», благодаря чему «Россия» стала самым крупным в мире эксплуатантом лайнеров отечественного производства. Теперь можно смело говорить, что «Россия» летает в основном на российских самолётах с российской же регистрацией, без всяких Бермуд и прочей Ирландии.
До конца этого года количество «Суперджетов» вырастет до 66, а в конце 2022 года их будет 87. Правда, есть один нюанс: большинство самолётов переданы из материнской авиакомпании, «Аэрофлота», так что речь идёт не сколько о небывалом подъёме российского авиапрома, сколько о ротации флота в рамках группы «Аэрофлот»: нацпер передаёт в «Россию» «Суперджеты», а в «Победу» Boeing 737-800. При этом передаются они вместе с маршрутами, так что для пассажира почти ничего не меняется – кроме снижения уровня сервиса, потому что «Россия» всё-таки позиционируется как «народная» авиакомпания, «Победа» вообще лоукостер, а сам «Аэрофлот» согласно долгосрочной стратегии уходит в премиум-сегмент и перевозку иностранцев, готовых за этот «премиум» генерировать валютную выручку.
Впрочем, «Россия» всё-таки запускает на «Суперджетах» и новые направления между регионами – например, в 2022 году получены субсидии на 7 направлений из Санкт-Петербурга. Да и в целом налёт на «Суперджетах» у «России» выше, чем был в «Аэрофлоте» (менее 3,8 часов). В октябре 2021 года, по подсчётам FrequentFlyers.ru на базе статистики сервиса Flightradar24, он достиг в среднем около 5 часов на списочное ВС в сутки. Дело в том, что этот тип в принципе больше подходит для межрегиональных рейсов, чем для фидерных до московского авиаузла («Аэрофлот» работал по хабовой модели, смысл которой в перевозке пассажиров транзитом через Шереметьево). Впрочем, это далеко не рекордный показатель налёта. Например, у Red Wings он в первые две недели ноября составляет 6,5 часов (а летом, в высокий сезон, 8-8,5 часов) на списочное ВС, у «Азимута» 9,5 часа (и до 11,5 часов по отдельным ВС, что сопоставимо со среднемагистральными лайнерами Airbus и Boeing). Впрочем, по отдельным бортам «России» налёт в октябре также достигал 8,5 часов.
В 2022 году «Россия» станет первым коммерческим эксплуатантом нового российского самолёта МС-21. Тем не менее, сохраняются 20 Airbus А319, 9 Airbus А320, 12 Boeing 737-800, 10 Boeing 777-300 и -300ER и 9 Boeing 747-400.
Получение «Суперджетов» позволило «России» заметно омолодить свой флот: средний возраст ВС составляет 10,7 года. Кроме того, она стала второй по размеру флота авиакомпанией в стране: 116 самолётов. Для сравнения, у «Аэрофлота» (первое место) 180 самолётов средним возрастом 6 лет, у S7 (третье место) 95 самолётов средним возрастом 9,2 года.
Флот самолетов «России» сосредоточен в базовых аэропортах в Москве (Шереметьево) и Санкт-Петербурге (Пулково). В рамках зимнего расписания полетов совокупная маршрутная сеть из Москвы начитывает 28 направлений, из Санкт-Петербурга — 55 направлений. Самолеты «России» выполняют рейсы в 51 российский город и в 24 зарубежных пункта назначения. По некоторым социально важным направлениям «Россия» является единственным перевозчиком группы «Аэрофлот».
Илья Шатилин
Можно ещё аппендицит удалять через ж…у.
Как же ещё изгольнуться госавиакомпашке?