Как-то раз я начал смотреть один российский сериал про гражданскую авиацию и выключил его на пятой минуте первой же серии, потому что пассажиры в салон там заходили через одну из правых дверей. Сразу стало понятно, что автор сценария, оператор и режиссёр ни разу не летали на самолёте, и смотреть дальше нет смысла.
Потому что если бы летали, то знали бы, что пассажиров ВСЕГДА сажают слева. На то есть три причины (и одно исключение):
Причина первая. Старая морская традиция, которая, как и многие другие, перекочевала из морского флота в воздушный. Изначально все суда швартовались к берегу только левым бортом, потому что на правом борту располагалось рулевое (правильное, поносное) весло. А справа оно было, потому что большинство людей правши, и правая рука сильнее, поэтому весло было под правую руку. С ним, кстати, связана этимология слова «старборд» (правый борт на корабле): steering oar – steor – steorboard – starboard. Левый борт называют «порт», потому что он со стороны порта.
Причина вторая. Она отчасти следует из первой. Первые самолеты заруливали на стоянку максимально близко к аэровокзалам, потому что пассажиры ходили до борта пешком. Иногда даже по складному трапу-коридору, прообразу современного телетрапа. А командир воздушного судна сидит слева, и ему таким образом проще контролировать расстояние до терминала.
Причина третья. Раз самолёты стояли левым бортом к терминалу, то логично было и пассажиров сажать слева, а технологические операции вроде заправки топливом и погрузки багажа скрывать от них за самолётом, чтобы пассажиры и сотрудники наземных служб не мешали друг другу. Поэтому люки багажного отделения, заправочные штуцеры и т.п. располагаются справа.
И хотя самолеты давно не паркуют левым бортом к аэровокзалу, традиция осталась. Через правую дверь пассажир может попасть на борт, только если он инвалид и поднимается на амбулифте. А выйти через неё можно только в аварийной ситуации. Через правые двери также загружают тележки с бортпитанием.
Илья Шатилин
Автор, убавьте гонора. Неоднократно поднимался по трапу на самолеты российских и зарубежных авиакомпаний с правого борта! Не надо казаться умнее жизни 🙂
Во сне?
Есть ещё одно исключение: у советских самолётов Ли-2, Ил-12 и Ил-14 входная дверь была как раз справа. Слева либо не было ничего, либо (у грузовых вариантов) была большая двустворчатая грузовая дверь.
Чувак, когда были корабли с рулевыми веслами они просто мордой на берег заплывали!! О каких портах в то время ты говоришь?)))