Этот единственный (чудом) уцелевший на территории закрытого аэропорта Саратова Як-42 RA-42344 начали перемещать к месту установки: на площадь перед аэровокзалом старой саратовской авиагавани. Он мог быть установлен уже сегодня ночью, но по старой российской традиции что-то пошло не так (постамент не успели подготовить).
Как ранее сообщали СМИ, самолет был выкуплен у «Саратовских авиалиний» председателем Госдумы на личные средства для последующей установки в качестве памятника легендарному «Саратовскому авиационному заводу». Сумма сделки не раскрывалась, но ранее этот борт выставлялся на продажу за 3 млн руб.
Что касается самолета, то за прошедшие 34 года с момента ввода в эксплуатацию он успел полетать в разных странах и у разных владельцев. Подробнее:
Начинал свою летную карьеру в 1987 году – в Литовском управлении гражданской авиации СССР и до 2000 года эксплуатантом самолета были FlyLAL («Литовские авиалинии»). Далее борт перелетел в Россию: в «Центр-Авиа» и «ЯК-Сервис» (авиакомпания, лишившаяся сертификата эксплуатанта после катастрофы аналогичного ВС в Туношне с хоккеистами ярославского «Локомотива»). Именно в «Як-Сервисе» лайнеру прикрутили вместо обычного пассажирского салона на 120 мест салон-VIP, рассчитанный на перевозку до 34 пассажиров.
Далее в эксплуатантах были «Бизнес-Аэро» (базируется во Внуково) и «Рус Эйр» (база в Шереметьево), а в 2012 году — вернулся в родной город, его купили «Саратовские авиалинии».
Примечательно, что после переоборудования в VIP-салон был передан в аренду руководству грузинской «республики» Аджария и перевозил ее лидера Аслана Абашидзе.
В «Саратовских авиалиниях» борт выполнял чартерные рейсы и был списан в 2019 году, когда сама компания уже год как лишилась сертификата эксплуатанта.
Вот такая история, которая должна завершиться счастливым концом уже в начале января 2022 года.
Борт разместится справа от терминала симметрично давно стоящему слева от терминала Ан-24. Всего в мире пять памятников Як-42: в Монине, Смоленске, Ульяновске, Казани и на ВДНХ в Москве.
На регулярных рейсах Як-42 иногда летает у авиакомпании Ижавиа, 6 машин эксплуатирует Красавиа.
Максим Жминда
ЯК — об землю ху.к !