Авикомпания Smartavia с 1 мая закрывает свою бонусную программу. До конца апреля можно будет накапливать мили и покупать за них билеты, после этого все мили превращаются в тыкву. Вместо бонусной программы пассажирам предложат платную программу лояльности Smart Up с подпиской. За абонентскую плату пассажир получит скидки на билеты, дополнительный багаж, а также ранний доступ к распродажам и участие в закрытых акциях. Причем скидка будет распространяться не только на участника программы, но и на всех пассажиров в одном бронировании с ним – такого в России ещё не было.
Правда, не было только скидок для пассажиров в том же бронировании – всё остальное, в общем-то, есть и в аналогичной услуге S7 Boost – у «зелёных» пока один тариф Light за 149 рублей в месяц с бесплатным выбором места, закрытыми распродажами и дополнительным начислением миль, ожидается запуск расширенной подписки Turbo со скидками на билеты, багаж, бортпитание и возврат билетов.
Запуск аналогичных программ в 2022 году рассматривают и другие российские авиакомпании. Такая механика бонусной программы диковинна для нашего рынка: пока что пассажирам предлагали лишь мили в той или иной форме и дополнительные «плюшки» в составе элитных статусов за определённое количество перелётов. Платные программы уходят от подобной геймификации: лояльность будет достигаться за счёт того, что пассажир, заплативший свои кровные за членство в программе, будет стараться летать именно Smartavia по принципу «за что уплОчено – должно быть съедено».
Бонусная программа Smartavia существовала с 2014 года, к 2019 году ее участниками стали более 80 000 пассажиров. Ранее авиакомпания была партнером программы «Аэрофлот Бонус»; напомним, что она долгое время называлась «Аэрофлот-Норд», затем «Нордавиа», и самолеты были раскрашены в модифицированную ливрею нацпера, где вместо флага на хвосте размещались снежинки.
В глобальном же смысле подписочная механика не нова, подобные бонусные программы есть у нескольких зарубежных лоукостеров. Например, у Wizz Air есть несколько вариантов членства: за 30 или 70 евро в год. В первом случае привилегии получает участник и 1 его попутчик, во втором – 5 попутчиков. Привилегии заключаются в фиксированной скидке – 10 евро с полетного сегмента и 5 евро с услуги провоза багажа. Нетрудно подсчитать, что оно окупается для всех, кто летает хотя бы два раза в год с багажом и три раза без багажа, а для семьи и того быстрее. Для рынка Италии вместо скидок на багаж дают скидки на приоритетную посадку. Кроме того, за 200 евро в год пассажир Wizz Air получает все допуслуги сразу: это выбор места повышенной комфортности, приоритетная посадка и расширенная ручная кладь – кроме рюкзачно-дамскосумочных 40х30х20 см можно взять с собой стандартный Cabin Size 55x40x23 см.
Программа EasyJet Plus за 215 фунтов стерлингов в год также позволяет выбирать комфортные места, сдавать багаж на выделенных стойках без очередей, проходить без очереди предполётный досмотр в ряде аэропортов, первым садиться в самолёт и брать в салон дополнительное место ручной клади до 56х45х25 см (в тариф по умолчанию входит только одно 45х36х20). Более того, разрешено go-show, то есть, возможность улететь более ранним рейсом по тому же направлению в тот же день при наличии мест. Также предоставляются скидки на бортпитание, парковки в аэропортах и трансферы.
Илья Шатилин
Позитивно, оптимистично.