«Знаете ли вы, что сегодня в рамках санкций Соединенные Штаты рассматривают возможность отключения Российской Федерации от GPS. Знаете об этом? Не знаете. А я могу вам сказать, что рассматривается такой вопрос»,— заявил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин во время посещения Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс». Его слова приводит газета «Коммерсантъ». Рассказываем, как это повлияет на нашу жизнь.
Для начала важно понимать, что полностью отключить от GPS какую-то конкретную страну невозможно физически. Даже вывести с орбит спутники, покрывающие, скажем, всю Евразию, невозможно – потому что спутники эти летают вовсе не по геостационарным орбитам (в отличие от спутников связи, например), то есть, их положение относительно планеты постоянно меняется, и вычисление координат происходит по принципу: «А давайте для начала прикинем, где вообще сейчас спутники, сигнал от которых мы принимаем».
При этом сами спутники, конечно, тоже не могут отключаться, пролетая над определённой территорией. А вот селективный доступ в определённой геозоне включать можно. Дело в том, что в GPS используется два сигнала – высокой точности и стандартной точности. Для военного и гражданского применения соответственно. Первый – шифрованный и доступный только американским военным приёмникам. Второй доступен всем. Так вот, в этот гражданский сигнал можно вносить намеренные ошибки, что значительно снизит точность определения координат. До начала 2000-х годов их вносили намеренно, погрешность для гражданских пользователей была установлена на уровне 100 метров. Однако она может быть снижена ещё больше – например, во время войны в Чечне или во время запусков ракет в Плесецке GPS «ошибался» в ближайших окрестностях на плюс-минус километр и более. То есть, при таком загрублении использование GPS становится вообще бессмысленным для всех, кроме американских военных, и именно это, по сути, имеет в виду Рогозин.
Кроме того, GPS легко подвергается внесению помех при помощи обычных наземных «глушилок», которым перебить сигнал, идущий из далёкого космоса, проще простого.
Кто от этого пострадает?
Больше всего проблем возникнет у самолётов иностранного производства в российском небе. Все Boeing и Airbus поддерживают только GPS. При этом Минтранс ещё в 2018 году разработал проект приказа об обязательном оснащении всех самолётов российских авиакомпаний аппаратурой ГЛОНАСС – российской системы спутниковой навигации, разработанной примерно в те же годы, как и GPS, в первую очередь в военных целях. Однако тогда эту инициативу как-то замяли (приказ должен был вступить в силу с 2022 года), в первую очередь в интересах иностранного авиапрома и лизингодателей, чтобы не создавать им дополнительных сложностей с дооборудованием, сертификацией и т.п. – естественно, никто из них не был готов оплачивать этот банкет. Поэтому сейчас ГЛОНАСС в России поддерживают только «Суперджеты», причём опционально, а в штатный навигационный комплекс поддержка ГЛОНАСС входит только на МС-21, которые пока коммерческих рейсов не выполняют.
Тем временем EASA 17 марта выпустила бюллетень по безопасности, в котором предупреждает о возможных проблемах с GPS вплоть до необходимости ухода на запасной аэродром из-за невозможности безопасного захода на посадку в районах Калининградской области, Черного моря, восточной Финляндии и восточного Средиземноморья (Кипр, Турция, Ливан, Сирия, Израиль, северный Ирак). Виновата, конечно, Россия и наша спецоперация.
Однако в самолёте спутниковая навигация является лишь вспомогательной, без неё борт не заблудится и самопроизвольно в какую-нибудь Хорватию не улетит. Для следования по маршруту достаточно наземных радиомаяков: как VOR/DME, так и ненаправленных (NDB), для точного захода на посадку требуется курсо-глиссадная система (ILS), а заход по спутникам не является точным. Поэтому пилоты могут испытывать неудобства и совершать ошибки типа таких –
В остальном же «отключение» GPS некритично, ведь летали же самолёты до его изобретения.
А вот самолётам малой авиации придётся тяжелее: на «Сесснах» и «Пайперах» штатного ГЛОНАССа нет, радиомаяков под каждым кустом тоже, хоть на телефон карты скачивай.
На смартфонах как раз проблем никаких – уже лет десять чипсеты для массовых мобильных устройств поддерживают одновременно GPS, ГЛОНАСС, европейскую Galileo и китайскую BeiDou, так что ваши «Яндекс.Карты» будут работать прекрасно, вы ничего не заметите; приёмник смартфона вычисляет координаты по всем доступным данным сразу.
На морских судах аппаратура АИС с обязательной поддержкой ГЛОНАСС ставится по требованию Российского морского регистра ещё с 2002 года. В системах синхронизации времени, необходимых для работы объектов критической инфраструктуры (например, сетей связи), также с 2002 года обязательно используется ГЛОНАСС.
Как раз в 2002 году было принято решение о восстановлении утраченной в святые девяностые спутниковой группировки ГЛОНАСС, с тех пор система бесперебойно финансируется – хотя в конце девяностых всю систему с документацией чуть не продали Китаю. Так что «отключения GPS» нам давно не страшны, и слова Дмитрия Рогозина, который в том числе являлся председателем совета директоров АО ГЛОНАСС, лишь подчёркивают важность занимаемой им когда-то должности.
Илья Шатилин
Вы забыли про геодезическую отрасль которая и так в ж. а теперь в ней вообще «полная ж» будет. Масса оборудования GNSS работает в GPS системе и далеко не все приёмники способны принимать ГЛОНАС. С учётом недостаточности пунктов ГГС определенных с применением спутниковой навигации (ФАГС,ВГС,СГС1). И фактическим запретом использовать пункты традиционной сети АГС и ГСС.
по старинке тахеометрами будем работать)))но есть же еще китайские спутники
Хм, думаешь это GPS устраивал, а не его глушили?
«Однако она может быть снижена ещё больше – например, во время войны в Чечне или во время запусков ракет в Плесецке GPS «ошибался» в ближайших окрестностях на плюс-минус километр и более. «
Но как обеспечивается точность глушения всего на сотню, километров территории. Спутников 24 и каждый должен глушить квадратик примерно 4000х4000 км