Правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли, на реализацию которой будет потрачено более 770 млрд. рублей, из которых 150 – только в этом году. На что пойдут эти деньги:
Благодаря реализации программы доля российских самолётов в парке российских авиакомпаний вырастет до 81% (сейчас порядка 15%), к 2030 году планируется построить более 1000 самолётов.
Правда, львиная доля из них придётся на «кукурузники»: самыми массовыми типами воздушных судов (176 и 154 единицы) станут Л-410 и ЛМС-901 «Байкал», предназначенный для замены Ан-2 и эксплуатации на местных воздушных линиях.
Ещё 140 машин – это региональный турбопроп ТВРС-44 «Ладога» на 40-50 мест, он же чешский L-610, разработанный в конце 1980-х для замены Ан-24.
Ещё 70 самолётов – это Ил-114-300, разработанный также в конце 1980-х турбовинтовой региональный самолёт, который начали было выпускать в начале нулевых, но затем незаслуженно забыли из-за упадка региональных перевозок. Сейчас его будут оснащать новыми двигателями и авионикой; обновлённый самолёт совершил первый полёт в конце 2020 года. Самолет предназначен на перевозку 64-68 пассажиров в 16-17 рядах кресел (2+2) на расстояние до 1500 км. Сертификация его ожидается в 2022 году, а с 2023 года обещают начать серийное производство и поставки авиакомпаниям. Его тоже пытались позиционировать как замену Ан-24, но он не предназначен для посадки на грунтовых аэродромах, а в Сибири и на Дальнем Востоке таковых предостаточно.
Также в 70 экземплярах построят Ту-214, но это изначально временная программа, на которую рассчитывают до начала массового производства МС-21. Ту-214 – аналог Airbus A321 по количеству перевозимых пассажиров и коммерческой загрузке (чуть более 25 т), однако отечественный самолёт на 10 с лишним тонн тяжелее, а также оснащается менее эффективными двигателями и поэтому расходует примерно на 15% больше топлива, а по сравнению с A321neo разница ещё более значительная. Однако правительство планирует субсидировать перевозки пассажиров на Ту-214, чтобы не допустить роста стоимости билетов. Однако быстро эти 70 машин не построят: речь идёт о выходе на производство 10 самолётов в год к 2024 году, это предел возможных мощностей. Самолёт собирается на стапелях, а не на конвейере, без роботизированных станков и т.п. – доля ручного труда такая же высокая, как в 1980-х, когда он был разработан.
Наконец, производство МС-21 выйдет на плановые темпы по 6 самолётов в месяц и 72 машины в год лишь с 2029 года; однако первые 6 бортов передадут авиакомпаниям уже в 2024 году. Всего обещают построить 270 машин до 2030 года включительно, но насколько это реалистично, пока непонятно, ранее сроки несколько раз сдвигались.
А с 2023 года, как и планировалось, запускается серийное производство SSJ New – импортозамещённого «Суперджета» с российскими двигателями ПД-8 и российской же авионикой.