Росавиация сняла введённые в 2019 году запреты на полёты самолётов семейства Boeing 737 MAX (737-8 и 737-9) в воздушном пространстве России. Они были введены одновременно с приостановкой эксплуатации этих типов ВС по всему миру после двух идентичных происшествий у Lion Air и Ethiopian Airlines. Позднее Boeing внесла изменения в конструкцию самолётов и процедуры подготовки экипажей, поэтому ограничения на полёты «Максов» по всему миру начали снимать, начиная с конца 2020 года, и на сегодняшний день Россия оставалась единственной страной мира, в воздушном пространстве которой эти самолёты были запрещены.
Однако не стоит путать разрешение на использование воздушного пространство и сертификацию типа ВС: снятие ограничений позволяет летать на 737 MAX над территорией России, но не разрешает российским авиакомпаниям эксплуатировать эти самолёты. Boeing пыталась ресертифицировать семейство ещё в 2020 году, однако сделать этого так и не смогла из-за пандемии и связанных с ней ограничений на пересечение границ, а также из-за сложностей с получением американских виз россиянами – проще говоря, представители российских авиационных властей не могли выехать в Сиэтл, чтобы ознакомиться со всеми доработками. Теперь же этого тем более не произойдёт из-за напряжённых отношений между странами.
Поэтому летать на 737 MAX в России смогут только иностранные авиакомпании. Они уже летают, правда, не в Россию – в Тбилиси и Кутаиси начала выполнять рейсы авиакомпания «Белавиа» на единственном имеющемся у неё самолёте EW-528PA. Раньше она не могла вылетать на нём за пределы своей страны: соседи закрыты после инцидента с Ryanair, Россия закрыта для «Максов», поэтому борт время от времени гоняли без пассажиров по маршруту Минск-Минск для сохранения навыков экипажей.
«Максы» есть также у других авиакомпаний, летающих в Россию, например, казахской SCAT, турецкой Turkish Airlines, арабской FlyDubai и т.п. А вот в России таких самолёта всего два: это два борта S7, уже более 3 лет стоящие на хранении в Новосибирске. В конце июня S7 обратилась в Минтранс за разрешением вернуть эти машины лизингодателю «ввиду отсутствия сертификата и невозможности эксплуатации самолетов в РФ».
Илья Шатилин