Этим летом было совершенно непонятно, что делать с отпуском. Обычно-то мы последние 10 лет, за исключением ковидного 2020-го, летали в Грецию, но в 2022 году цены на билеты были совершенно невменяемыми. Впрочем, и для полёта по любым другим направлениям нужно было отдать почку, поэтому в конечном итоге было принято такое решение: мы с женой летим в Грецию на разведку, а потом, если всё хорошо, туда же отправляются наши дети в сопровождении наших родителей.
Идея была простая: доехать до Прибалтики, а оттуда уже улететь за нормальные деньги. Собственно, мы купили два билета Air Baltic из Таллина в Салоники с короткой пересадкой в Риге по 129 евро в одну сторону. Курс нынче приятный — пусть кто-то и говорит, что он искусственный, но в рублях всё удовольствие стоило менее 15 тысяч. Да-да, в рублях. Конечно, на сайте авиакомпании нельзя заплатить в рублях, да и вообще воспользоваться российской карточкой, но это и не требуется, ведь есть Авиасейлс, который прекрасно ищет и «вражеские» билеты, а затем перекидывает на российские агентства, которые вполне себе их продают — в нашем случае это был Biletix, а также ещё пара ОТА на выбор. В общем, никаких проблем с покупкой билетов не возникло.
Однако до Таллина нужно ещё добраться. Самый удобный способ — это автобус Lux Express из Питера, мы даже специально взяли Lux Lounge, ибо ехать придётся почти целый день. Тут интересно: для россиян сделан клон сайта с оплатой в рублях российскими картами, но по курсу примерно 90 рублей за евро, в итоге один билет в Lounge стоит 4000 рублей. Кому дорого — идите на европейский сайт, но там понадобится карта иностранного банка. На «Туту.ру» цены на билеты такие же; там ещё есть на выбор несколько менее комфортных перевозчиков.
Самое главное при покупке автобусного билета — ни в коем случае не ориентироваться на время прибытия, указанное в расписании. Автобус может встрять на границе и на 3, и на 4, и даже на 7-8 часов, и это происходит практически каждый день. В основном из-за наличия украинских беженцев, которых тщательно и долго проверяют и российские, и эстонские пограничники, из-за одного человека можно зависнуть надолго. Поэтому я вообще решил выезжать на день раньше и переночевать в Таллине, чтобы точно не волноваться насчёт того, успеем ли мы на самолёт. Выезд из России разрешили с 15 июля, поэтому покупать справки о том, что едешь на лечение, уже не понадобилось — хотя мы едва их не оплатили буквально 14-го вечером.
Теперь началась финансовая подготовка. Лететь в Минск оформлять банковские карты было некогда и неохота, а надёжных посредников для удалённого оформления не было: всё какие-то мутные ребята с коммуникацией в Telegram и предоплатой переводом на «Сбер». Несерьёзно. Поэтому мы пошли по пути UnionPay. Я узнал о существовании банка «Солидарность», который, видимо, не под санкциями только потому, что про него никто не знает. На весь Питер у него одно отделение и два банкомата там же. И… дикие очереди. Утром занял — к вечеру оформил. Но есть лайфхак: все эти люди стоят за неименными дебетовками, которые выдают в день визита. А я замахнулся на две карты сразу: именную дебетовку и именную же кредитку. Идея в том, что кредиткой ты платишь везде, где её принимают, а с дебетовки снимаешь наличные для оплаты там, где кредитка не сработает. Для оформления кредиток в банке отдельная очередь из нуля человек, поэтому в отделении я провёл всего чуть более получаса, заполняя необходимые бумаги, а потом ещё через полторы недели забежал забрать готовые карты.
Курс евро в «Солидарности» близок к биржевому; в течение августа от варьировался где-то от 62 до 64 рублей; перед выездом я ещё купил в обменнике 1000 евро по 68 на случай, если вообще никакие карты работать не будут.
Итак, карты есть, теперь нужен ещё отель как минимум в Таллине. «Букинг.ком» не работает, на российских сайтах отелей полно, но по завышенному курсу. То есть, проблемы на самом деле нет, но… внезапно мой UnionPay отлично работает на Trip.com! Этот сайт принадлежит китайцам, эквайринг у них в Гонконге, цены такие же, как на «Букинге» и часто даже ниже! Выбор отелей отличный — так что Kreutzwald Hotel Tallinn нас ждёт!
Осталось только купить eSIM. Методом проб и ошибок выясняю, что мой UnionPay работает для онлайн-оплаты на Simoptions.com и на Airalo.com, на первом я взял 10 гигабайт на месяц по всей Европе за 25 долларов, на втором потом ещё на неделю 3 гигабайта за 12.
Всё, едем! Российскую границу в Ивангороде мы прошли быстро, а вот на эстонской немного зависли. У нас спрашивали цель поездки и были очень обеспокоены наличием билетов только в один конец. А они были в один конец, поскольку обратно мы собирались ехать на машине. Пришлось показывать документы на машину и фото машины под пальмой в Греции, которое сохранилось в телефоне с прошлых лет. Собственно, желание забрать из Греции машину, стоявшую там ещё с 2019 года, и было той самой «репатриацией», о которой упоминается в заголовке, но об этом чуть позже. Но пока прокатило.
А вот дети, летевшие 14 августа, напоролись на полностью перекрытую со стороны Эстонии границу: в этот день демонтировали советские памятники и, видимо, опасались россиян. Поэтому единственным шансом не опоздать на самолёт (они ехали в день вылета!) было выйти из автобуса, перейти границу пешком и сесть уже на местный автобус Нарва-Таллин за 10 евро с человека. Вообще это, наверное, самый дешёвый и надёжный способ добраться до Таллина: из Питера до Ивангорода на автобусе или электричке, пешком через мост и дальше уже из Нарвы на автобусе или электричке в Таллин. Если при этом в Нарве дёшево переночевать, то способ железобетонный, никакие очереди вам не страшны. По крайней мере, пока вообще с российским паспортом пускают в Эстонию: возможно, скоро или вообще всё перекроют, или заставят зиговать и подписывать бумагу о том, что Крым — это Украина, а Косово — это Косово.
Таллин — как Таллин, ничего не изменилось, только цены в ресторанах чуть подросли. Несмотря на висящие кругом жовто-блакитные прапоры, все прекрасно говорят по-русски, даже молодёжь. Карты UnionPay не принимают нигде: ни для оплаты, ни для снятия. Говорят, что можно расплатиться в POS-терминалах, где эквайером выступает Swedbank, но нам такие нигде не попадались. В такси мы расплачивались наличкой, приложение Bolt с российским аккаунтом прекрасно функционирует, поездка в аэропорт из отеля стоила около 5 евро.
Аэропорт Таллина как обычно прекрасен: народу мало, места много, есть даже теннисные столы! Только не ходите в магазин Duty-Free: цены там невероятно завышенные, гораздо лучше будет купить всё в Риге.
Нам повезло: на сегмент до Риги вместо Airbus A220 подали старинный Fokker 100 авиакомпании Carpatair, который Air Baltic взяла в мокрый лизинг. Когда ещё полетаешь на самолёте-ветеране? Правда, удовольствия мало: кресла тут старорежимные со спинками толщиной сантиметров по 15, поэтому очень, очень, тесно — однако и лететь полчаса.
В Риге по прилёте сразу попадаешь в зону вылета внутришенгенских рейсов, как практически везде в Европе: никаких дополнительных досмотров нет. Так что можно брать билеты с короткой стыковкой. Дальше мы летим на A220 в эстонской спецливрее до Салоников и садимся в заранее заказанный трансфер на Халкидики. Он подорожал вслед за топливом: был за 65 евро, стал за 80. Тут нужно небольшое пояснение: изначально в прошлом году мы этот трансфер заказали через Gettransfer.com, однако потом просто взяли визитку у водителя, чтобы ездить дешевле без комиссии сервиса, но с оплатой наличными.
И в Греции в первый день показалось, что 1000 евро — наше всё. Потому что в двух первых попавшихся кафе и трёх супермаркетах наши карты UnionPay не работали, в двух банкоматах тоже. Однако потом мы выяснили, что это просто так сложилось. На самом деле карты «Солидарности» работают везде, где стоят терминалы Cardlink или ePay, а это большинство POS-терминалов. Не работают терминалы Ethniki Trapeza. Снимать деньги можно в банкоматах Alpha Bank, комиссия 2,5 евро за операцию. А также в банкоматах Piraeus, где комиссия 3 евро. В итоге мы прекрасно себя чувствовали: лимит по кредитке нам установили 299 тысяч рублей, а на дебетовую можно без комиссии заливать рубли по СБП, в итоге при снятии евро с учётом всех комиссий всех банков за снятие курс получался где-то около 65, а при оплате и того меньше.
Никакой русофобии в Греции мы не заметили — наоборот, греки в массе своей настроены пророссийски, потому что очень не любят Америку, НАТО и Евросоюз, постоянно рассказывая истории про то, что, мол, до ЕС у меня было 200 коров, а теперь 50: всё квотами зарезали. Или раньше я выращивал помидоры, а теперь запрещено, потому что помидоры нужно закупать в Голландии. И так далее. Некоторые даже ИЗВИНЯЛИСЬ за своё правительство, которое поддерживает войну, отправляя оружие на Украину.
Украинцев на Халкидиках достаточно, но это не беженцы, а владельцы недвижимости. Приятные и интеллигентные люди; с нашими соседями мы вообще общались, как будто ничего не произошло, и даже военную тему в разговорах не поднимали — хотя мы и познакомились ещё до 2014 года. Очень приветливы были и новые немецкие соседи, от которых мы узнали то, что перевернуло наши планы по возвращению домой.
Дело в том, что они ещё до ковида оставили в Греции машину, и когда спустя 2,5 года стали на ней выезжать, то… попали на штраф в размере 5 тысяч евро за то, что машина была в Греции более полугода. Оказывается, Евросоюз Евросоюзом, но в Греции свои законы, и если машина в стране более полугода, то её нужно перерегистрировать на греческие номера. При этом, однако, можно полгода поездить, потом поставить машину на срок от полугода до двух лет, снова полгода поездить, и так далее.
Именно этим правилом руководствовались мы. Раньше мы каждую весну пригоняли в Грецию свою машину, а осенью её забирали — чтобы не платить за несколько месяцев проката (а это минимум 1000 евро в месяц без скидок за долгосрок). Тема, конечно, многократно окупалась, потому что машиной пользовалась вся семья по очереди, месяца четыре в году в Греции кто-то всегда был, а без машины там на Халкидиках делать совершенно нечего.
И вот в 2019 году мы решили машину просто оставить до следующего года, чтобы не гонять её туда-обратно (машина не единственная в семье, а с развитием каршеринга и прочих самокатов вообще в Питере не особо нужна, пусть зимует в тёплом климате, а не превращается в сугроб во дворе). Получилось, правда, не до 2020 года, а до 2021-го. В прошлом году мы прилетели, два месяца поездили и улетели обратно, оставив машину в гараже, потом ещё на месяц прилетели родители. Однако в этом году мы решили её забирать: во-первых, старая уже, хорошо бы отдать в клубный сервис и отремонтировать всякие мелочи. Во-вторых, с 2023 года российские страховые компании не смогут продавать грин-карты, поэтому как покупать страховку — непонятно, не хотелось бы, чтобы машина там зависла. Ну, и третье: международная обстановка такова, что, возможно, дом в Греции придётся продать, а на машине можно вывезти оттуда всякие личные вещи. По принципу «если сможем и дальше ездить в Грецию, так обратно их и привезём».
Изначально мы хотели ехать вообще через Турцию и Грузию, избегая Польши. Но это 4500 км как минимум. А друзья только что съездили на машине туда-обратно в Италию без каких-либо эксцессов, поэтому мы тоже решили выбрать короткий путь, по которому ездили и раньше: Греция — Северная Македония — Сербия — Венгрия — Словакия — Польша и дальше или через Беларусь домой, или через Прибалтику, это около 3000 км.
Однако после разговора с немцами стало ясно, что из Греции нас спустя 3,5 года не выпустят без штрафа. Дело в том, что ты хоть и можешь полгода ездить, а потом ставить машину на стоянку, но, оказывается, ты должен об этом как-то сообщить таможенникам и они должны как-то оформить эту «иммобилизацию», а иначе у тебя нет никаких доказательств, что машина стояла, а не эксплуатировалась. То есть, мы закон не нарушили, но кто об этом знает?
Конечно, можно было наврать, что ещё в 2019 году мы выехали на пароме в Италию и далее через всю Европу уехали в Россию, и даже подтвердить это штампиками в паспорте. Но врать, во-первых, нехорошо. Во-вторых, можно спалиться: найдут фото с камеры в 2021 году, например, и привет. Поэтому мы решили вообще избежать каких-либо разговоров с греческими таможенниками и тихо свинтить на пароме в Италию, а дальше через Австрию, Чехию и Польшу поехать домой.
Ха! Не так-то это просто! В конце августа у европейцев сезон отпусков, все места на паромах забиты, цены высокие. В частности, мы купили билеты из Игуменицы в Анкону за 389 евро: это двое взрослых и машина. Причём без каюты: каюты давно разобраны, так что это просто сидячие места с номерами, которые нам достались тоже практически чудом. Большинство же билетов продаются вообще без мест. То есть, где найдёшь место, там и садись. Или ложись, потому что паром идёт без малого 20 часов, включая всю ночь.
Ночь на пароме — самое яркое впечатление. Нельзя сделать ни шагу, чтобы не споткнуться о спящего на полу пассажира. Они везде: даже под столами в кафе, на лестницах, у входа в туалет… На открытой палубе на лавках спят байкеры в шлемах! Много опытных пассажиров, которые на этом пароме не впервые: они надувают матрасы, ставят палатки… Самые продвинутые натягивают между шлюпками туристические гамаки! Естественно, телами завалены все коридоры и лежбище найти довольно сложно, а сидя спать невозможно. Мы, конечно, читали отзывы о пароме и поэтому купили в дорогу два спальника, но такого ада представить себе не могли. В итоге уже в районе трёх часов ночи упали без сил где-то в районе машинного отделения и спали, как бомжи в теплотрассе.
Паром был единственным местом во всей Европе, где мы встретили агрессивных украинцев. Было забавно: на пирсе справа от нас стояла машина, где был водитель очень уж «нашей» внешности. Попросил жену посмотреть, что за номера: оказалось, итальянские. Так вот, на автомобильной палубе «итальянец» тоже оказался рядом с нами, и, завидев российские номера, аж запрыгал на месте с визгами: «Орки, орки! Дывытеся, яки пыд****сы!» Пришлось ему сказать в не очень цензурной форме, что если ему не нравится вместо сидения в окопе путешествовать с женой и дочерьми на своём белом джипе из Греции в Италию, то свои реплики он может передать в центры принятия решений без нашего участия. Короче, морду бить не пришлось, но было неприятно — потом посматривали за машиной, чтобы неадекват не поцарапал её исподтишка.
На пароме Minoan Lines неплохо кормят (хотя и недёшево), карты UnionPay работают. Есть Wi-Fi, но он не работает. Однако паром движется не так далеко от берега, поэтому периодически можно поймать и мобильную сеть. Самое главное: ни на одном из паромных агрегаторов мне не удалось купить билет с оплатой UnionPay, поэтому в конечном итоге пришлось прибегнуть к помощи литовских родственников — и, соответственно, это потребовало заехать в Литву, чтобы отдать им деньги наличкой. Вообще же из всех агрегаторов мне больше всех понравился FerryHopper: там можно искать все паромы из одной страны в другую, а не только между конкретными портами, есть неплохое мобильное приложение и нет комиссии (цены такие же, как у паромной компании).
В Анкону мы прибыли уже во второй половине дня, пока выгрузились, пока заправились — по времени успевали доехать до Падуи, где и заночевали, поставив машину рядом с другой машиной с российскими номерами. В Греции видели всего пару машин 26-го региона: Ставропольский край, они явно едут через Турцию. Но самое интересное — это питерская машина с псевдоевропейскими номерами. То есть, наши буквы и цифры написаны «немецким» шрифтом, триколора нет, а слева синяя полоска. Такие номера по сути являются сувенирными, но с данными в документах совпадают, поэтому вопросов ни на какой границе не возникает (кроме российской, конечно). Гениальный способ не привлекать внимания неадекватов! Хотя грамотный полицейский, конечно, может за такое раскрутить по полной программе, а полиция периодически дежурит даже на Халкидиках!
Но что-то я отвлёкся. Мы же уже в Падуе. И тут я решил, что для проезда через Чехию и Польшу, где своя валюта, а не евро, хорошо бы не искать где-то обменники, а обзавестись работающей банковской картой. И тут я пошёл осваивать местный финтех. Дело в том, что в Италии в любом супермаркете можно купить предоплаченную карту Mastercard, некоторые даже пополняемые, но я решил для эксперимента взять обычные. Платишь 105 евро, у тебя 100 на карте, плати где хочешь. Вернее, везде, где принимаются карты с магнитной полосой — чипа на карте нет, пин-кода тоже нет, поэтому потребуется подпись.
Проблема только одна: карты надо активировать на сайте по коду, напечатанному на чеке. Казалось бы, ну и что такого? А вот! При входе на сайт выдаётся уведомление, что с конца 2020 года для противодействия отмыванию денег нужна полноценная регистрация с идентификацией личности. И работает она… та-даааам, только для граждан Италии, а сдать карты обратно, естественно, нельзя! Окей, адрес отеля я ввожу. Итальянский ИНН? Пффф, онлайн-генератор приходит на помощь, и у меня есть выглядящая валидно комбинация букв и цифр. Остаётся одна проблема: итальянский номер телефона, на который нужно получить SMS-пароль. Её мы решаем при помощи первого попавшегося прохожего, который (вернее, которая) узнав, что мы из России, соглашается помочь со словами: «We are all people, we must help each other». С активированными картами бегу срочно в магазин, чтобы их проверить, и покупаю итальянке шоколадку.
Дальше у нас по дороге Альпы и Австрия, потом Чехия и вечером мы приезжаем в Остраву и заселяемся в гостиницу, где живут пилоты, пригоняющие сюда самолёты на техобслуживание и покраску. Острава выбрана специально, чтобы не ночевать в Польше и проехать эту самую Польшу на следующий день без остановок.
Во время поездки выясняется, что итальянские карты были не особо нужны: на приличных заправках и в Чехии, и в Польше принимают наличные евро. Но мы уже платили картами. Эксцессов с беженцами никаких: хотя мы встретили только одну машину на украинских номерах, вставшую за нами на заправке. Интеллигентнейший владелец «Мерседеса» сам подошёл к нам и стал расспрашивать, откуда мы едем, какая обстановка на границе… Обсудили международную ситуацию — в общем, приятно поговорить с умным человеком, не оболваненным пропагандой той или иной стороны.
И вот мы уже приезжаем в Клайпеду отдавать деньги 😉 Литва показалась самой внешне русофобской страной: это и плакаты про русский военный корабль, и дорожные знаки «Minsk — Occupied by Kremlin», но зато на литовско-белорусской границе нам вообще никто не задал ни одного вопроса ни про вещи, ни при валюту, ни про то, когда эта машина въехала в Евросоюз (а общей базы нет!) Поставили штампики Tax Free, не глядя на товар, да и всё! Очередь на двух границах затянулась на три часа; в основном тут стоят белорусы.
Да, вы правильно поняли: через Белоруссию маршрут длиннее, но в Латвии и Эстонии, говорят, вопросов намного больше, причём по обе стороны границы. Плюс Беларусь — это же банковские карты! Грех уж не заехать.
Вернее, карты (цифровые) я себе заказал удалённо через «Тревелбелку», находясь ещё в Греции, и оформив всё на маму. Но «Приорбанк» как-то затормозил процесс, поэтому карты всё не выпускались и не выпускались — в итоге «Белка» даже вернула всем деньги. Причина оказалась простой: иду я такой 30 августа в Life:) за симкой, с симкой иду в Приорбанк, а мне и говорят: «Чпок, с сегодняшнего дня у нас для нерезидентов депозит 10 тысяч рублей». Белорусских. То есть, мне нужно заморозить 250 тысяч российских, чтобы открыть счёт. К такому меня жизнь не готовила, поэтому я воспользовался описанным на форумах советом по бесплатному оформлению карт банка БНБ. Работает только при личном присутствии! Суть в том, что если вы просто придёте открывать счёт в БНБ, с вас за это попросят денег как с нерезидента. Но если отправить перевод Unistream и получить его в банке БНБ, то у вас для этих целей бесплатно автоматически откроется счёт! Вернее, сразу два: в белорусских рублях и российских. А если есть счёт — то вы уже клиент банка и можете тут же навыпускать карточек — хоть виртуальных в приложении, хоть пластиковых (но нужно будет подождать несколько дней в РБ, пока их напечатают).
Это, однако, ещё половина дела. Мало иметь карты — их надо пополнять из России! Конечно, всегда есть QIWI и крипта, но это комиссии до 20-25%. Поэтому я ещё оформил виртуальную карту «Белкарт Премиум» в Белинвестбанке, правильный способ многократно описан на форумах, он настолько неочевиден, что я даже зашёл в отделение, чтобы мне показали, куда нужно нажимать на сайте. Кстати, способ перекидывать деньги между белорусскими банками без комиссии тоже неочевиден: нужно делать это не по номеру карты или номеру телефона, как у нас в СБП, а по специальному номеру ЕРИП, который имеется у каждой белорусской карты помимо обычного 16-значного. Ну, а в самой РБ везде принимают карты «Мир», конечно.
В итоге карты у меня есть. Машина, полная скарба, успешно вернулась в Россию три с половиной года спустя. На одометре прибавилось 4200 км, на термометре куда-то пропали 34 градуса Цельсия. Короче, прорвались. И прорвёмся ещё, если мне теперь дадут Шенген после истекающего 5-летнего французского. Впрочем, родителям в августе греки дали 4-летние визы. То есть, всё нормально. А если не дадут — ну, так Россия постоянно расширяется, а я ещё в старой не везде был 😉
Илья Шатилин
Крутая история! Но приключение не для рядового туриста)
Ну почему не для рядового, тут же главное — как добраться и как за всё платить, а это универсальное решение.
Черт возьми, схожая ситуация. Машина стоит в Греции с 2019 года. А в этом году ещё и Шенген закончился.
Хорошо написано, доходчиво.
Много что для себя подчерпнул полезного , думаю пригодится.
Классно.
Ребят, вы прямо волшебники!!! эх! русская смекалка!!! Красавы!!!
В начале августа в России купил на Туту.ру а/билеты Хельсинки-Берлин за рубли с российской карты. Сейчас, находясь в Греции, пылись там же взять билеты Салоники-Ницца, но ничего не выходит. Попробую Вашу рекомендацию об Авиасейлс.
Ох…даже не прочитала до конца. Ну явно эти головоломки — не отдых . Сорри.
Так это и не про отдых, а про вывоз 😉