Новая нигерийская авиакомпания Nigeria Air рассматривает для расширения своего флота китайские среднемагистральные самолёты COMAC C919. Об этом заявил агентству «Рейтер» министр авиации Нигерии Хаиди Сирика в ходе авиационной ассамблеи ООН в минувшую субботу.
Авиакомпания запускается в 2023 году с тремя Boeing 737-800, однако к 2025 году планирует увеличить парк до 30 воздушных судов. Первоначально это должны были быть различные Boeing и Airbus, однако теперь нигерийцы не исключают и приобретения новых китайских C919: 29 сентября этот самолёт после завершения всех испытаний получил, наконец, сертификат.
Ключевое слово тут «не исключают», то есть, это даже не подписанное соглашение о намерениях и уж тем более не контракт, однако для китайцев с идеологической точки зрения сейчас очень важно получить международные контракты: пока 815 машин заказали 28 авиакомпаний, но все они из Поднебесной. Поэтому Nigeria Air с большой долей вероятности станет первым зарубежным заказчиком этих самолётов и получит их на крайне выгодных условиях.
Ещё в 2017 году нигерийские власти вели переговоры с COMAC о лизинге самолётов, их предполагалось на льготных условиях предлагать авиакомпаниям, базирующимся в аэропорту Кадуна – тогда стояла задача развивать авиатранспортное сообщение из одноимённого штата. Но тогда самолёт лишь совершил первый полёт и был очень далёк от серийного производства.
Почему именно Нигерия? Это крупнейший в Африке импортёр товаров из Китая (на $24 млрд. в 2021 году), китайцы также активно инвестируют в промышленность и энергетику страны. Так что сотрудничество в авиационной сфере – вполне логичный шаг.
C919 станет первым конкурентом самым массовым в мире семействам самолётов: Boeing 737 и Airbus A320. После Ту-204, конечно – тот находится в коммерческой эксплуатации с 1996 года. Однако российский самолёт уступал конкурентам по экономическим показателям (он тяжелее, а значит, расход топлива выше, плюс трёхчленный экипаж и меньший межремонтный ресурс). Кроме того, он появился в неудачное в экономическом и политическом смысле время.
А вот COMAC C919 часто называют «китайской копией» Airbus A320neo: они идентичны по конструкции и даже во многом совпадают по линейным размерам (размах крыла, диаметр фюзеляжа). Двигатели того же семейства – CFM LEAP-1C (своих у китайцев нет), крыло алюминиевое и при этом намного меньшая дальность полёта: 4075-5555 км (у обычной и дальнобойной версий соответственно) против 6300 у A320neo. Дело в том, что топливные баки китайского самолёта вмещают до 19560 литров топлива, а у Airbus до 26730. Но зато максимальная загрузка составляет 20,4 тонны против 16,6 у Airbus, то есть, C919 берёт меньше топлива, но больше груза.
Илья Шатилин