В большинстве самолётов используются нестандартные разъёмы для наушников, которые выглядят как вилка с двумя 3,5-миллиметровыми двухконтактными штекерами. Один для левого канала, другой для правого. Свои наушники можно подключить только через переходник, либо пользоваться теми, которые вам выдала (или продала) авиакомпания. Больше такие разъёмы нигде не используются. Почему? Сейчас расскажем:
Первая причина – историческая. Первые системы развлечений в самолётах появились ещё в шестидесятых годах, но тогда наушники были пневматическими. Звук передавался по гибким шлангам, примерно как у врачебных стетоскопов. При этом он был стереофоническим. Подключались эти наушники вилками с двумя шлангами.
Эти системы успешно работали до начала восьмидесятых, когда их начали заменять электрическими наушниками. Но два отверстия в креслах уже было – не делать же новые! Поэтому придумали два штекера с таким же расстоянием между ними.
Вторая причина – обеспечение надёжности. Трёхконтактный разъём быстро изнашивается, а в самолёте тем более, ведь это общественное место. Каждый в своей жизни, наверное, мучался со старым плеером, пытаясь найти положение штекера, при котором работают оба канала. Кроме разве что детей, родившихся уже в эпоху Airpods, конечно. У двух штекеров такой проблемы не возникает.
Третья причина – обеспечение несовместимости. Если наушники из самолёта нельзя подключить ни к одному другому устройству, то и красть их пассажиру бессмысленно. А невозможность подключить свои наушники (переходники есть не у всех, плюс их постоянно забываешь) позволяет некоторым авиакомпаниям продавать их на рейсах.
Однако во многих современных системах развлечений уже используются одноштекерные наушники, а в самых продвинутых можно подключить свои наушники по Bluetooth, например, такое есть у United Airlines и Qatar Airways.