Российские гражданские самолёты предлагают дооборудовать противоракетными системами. С такой инициативой выступил спикер парламента самопровозглашённой Новороссии Олег Царёв после того, как в Подмосковье задержали гражданина Украины с двумя ПЗРК «Игла», предположительно планировавшего сбить самолёт в воздушном пространстве России.
Он также предположил, что в этом случае можно будет открыть аэропорты юга России, не дожидаясь конца спецоперации.
В мире существует только одна авиакомпания, все самолёты которой оборудованы системами ПРО: это израильская El Al, устанавливающая их с 2004 года. Там используется система C-MUSIC израильской компании Elbit Systems.
Кроме того, ПРО есть на нескольких бортах FedEx, там стоит американский Northrop Grumman.
В России же имеется бортовой комплекс обороны «Президент-С», созданный «Ростехом», точнее, ростеховским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который изначально разработан для военных вертолётов, но устанавливается и на военно-транспортные самолёты, например, Ил-76. Он испытывался как раз с «Иглой», а также защищает от аналогичных ПЗРК иностранного производства вроде тех же «Стингеров».
Принцип действия и израильского, и американского, и российского комплексов заключается в «ослеплении» оптических головок самонаведения ракет при помощи лазера; в том числе нескольких, летящих с разных направлений. После этого ракеты не попадают по цели. Разумеется, эффективны эти системы только в том случае, если оснастить ими все самолёты. И одно дело El Al, у которой сейчас всего 38 машин, плюс единичные борты других изральских авиакомпаний, и другое дело – более 1000 самолётов российских авиакомпаний. Так что бороться лучше с причиной, а не со следствием.
Илья Шатилин