Что не так на фото? Вроде бы обычный A320, но нет, и это не фотошоп:
У него действительно по две пары колёс на основных стойках шасси (главных опорах), а не по одной, как практически у всех самолётов этого семейства – даже более тяжёлых A321. Эти машины эксплуатировала всего одна авиакомпания в мире: с июня 1989 по декабрь 1994 года построен 31 самолёт с усиленными стойками шасси для авиакомпании Indian Airlines, которая впоследствии была поглощена индийским национальным перевозчиком Air India.
Маршрутная сеть Indian Airlines включала большое количество внутренних направлений, а в Индии в те времена значительное количество аэродромов имели низкие классификационные числа покрытия (PCN). PCN взлётно-посадочной полосы определяет прочность покрытия и, соответственно, ограничивает типы принимаемых воздушных судов. У каждого типа ВС тоже есть классификационное число (ACN), которое определяет давление на покрытие. Причём оно отличается в зависимости от того, жёсткое покрытие или нет, какое под ним основание (один из 4 видов), пустой самолёт или с полной загрузкой – итого для каждого типа ВС существует аж 16 вариантов значений ACN, и в зависимости от типа покрытия ACN не может превышать PCN более, чем на 5-10%. Что происходит, если прочности покрытия недостаточно, мы расскажем в следующий раз – есть целая история про один аэропорт в Швеции.
В Индии же, чтобы принимать A320, нужно было или укрепить покрытие ВПП во множестве аэродромов, увеличив PCN. Или модифицировать самолёт так, чтобы уменьшить его ACN.
Площадь контакта главной опоры в два раза больше – давление в два раза меньше. Передняя стойка (носовая опора) не считается – на неё приходится незначительная часть нагрузки, самолёт «держится» в основном на главных опорах, а передняя нужна для руления и устойчивости; в момент посадки самолёт касается ВПП только главными опорами.
Можно было, конечно, использовать другой самолёт, но у Boeing 737-400, например, ACN ещё больше, а Ту-154, у которого ACN в разы меньше (по три пары колёс на стойке), приобретать не решились.
Так что на «вездеходных» версиях A320 индийцы пролетали почти 30 лет: выводить их из эксплуатации начали в 2009 году, последний борт был поставлен на хранение в 2018-м. За это время полосы в индийских аэропортах реконструировали, поэтому необходимость в «тюнинге» отпала.
Илья Шатилин