«Аэрофлот» с сегодняшнего дня отключил онлайн-регистрацию для всех пассажиров; зарегистрироваться можно только в аэропорту, в связи с чем авиакомпания предлагает приезжать за 4 часа до вылета из-за возможных очередей. Правда, в региональных аэропортах стойка в это время может быть ещё закрыта и регистрация начинается как обычно: за 1,5-2 часа.
Пока это единственное временное неудобство, которое испытают пассажиры из-за перехода нацпера на отечественную систему бронирования Leonardo («Сирена»). Переход начнётся завтра, онлайн-регистрацию заранее отключили в рамках подготовительных работ на всякий случай, чтобы избежать потенциальных сбоев. «Готовимся к худшему, надеемся, что пронесёт» — рассказал один из IT-специалистов, участвующих в процессе.
По его словам, переход происходит не одномоментно, процесс начался ещё 5 месяцев назад, когда «Аэрофлот» начал использовать систему Leonardo для продажи в оффлайновых кассах. Всё это время у авиакомпании параллельно работали две инвенторных системы: американская Sabre и российская Leonardo, данные между ними синхронизировались, Leonardo также использовалась как дубликат (горячий резерв) Sabre на случай отключения иностранного сервиса.
Для регистрации же (в том числе онлайн-регистрации) использовалась система контроля отправки пассажиров Sabre.
С 29 октября в инвенторной системе Sabre закроют продажи, она будет выведена из эксплуатации; с 1 ноября «Аэрофлот» будет работать только на Leonardo, как того требует российское законодательство. По плану переход должен пройти бесшовно, потому что Leonardo уже 5 месяцев работает в том же режиме, как если бы она была единственной системой – за исключением DCS.
Принципиальных функциональных различий между Sabre и Leonardo нет, последняя разве что не рассчитана на работу с международными альянсами, однако этого сейчас и не нужно: членство в SkyTeam приостановлено ещё весной.
Интересно, что дочерняя авиакомпания «Россия» уже много лет использует Leonardo для чартерных рейсов и рейсов по программам туроператоров. Теперь у неё будет два хоста с одной и той же PSS, но для разных назначений: рейсы FV5xxx в одной, SU6xxx в другой.
Теперь расшифровываем непонятные аббревиатуры для тех, кто не знал, но забыл:
PSS (Passenger Service System) – это набор инструментов для операционной деятельности авиакомпаний. Обычно PSS являются модульными. Два самых важных модуля – это CRS и GDS. CRS (Computer Reservation System) – это и есть инвенторная система бронирования, хотя если уж быть точными до конца, то у неё две подсистемы: инвенторная система (база данных, в которой хранится информация о количестве мест на каждом рейсе, тарифах и их правилах) и система бронирования – база данных с информацией о пассажирах, заказанных ими услугах и т.п.
DCS (Departure Control System) – система регистрации, обработки багажа и прочего – вплоть до центровки воздушного судна, подробно о её работе мы уже писали ранее.
Конечно, авиакомпании используют ещё и множество другого ПО – десятки различных программ, множество из которых уникальны. Но это, скорее, дополнительные решения, повышающие эффективность, а без PSS работать вообще нельзя. Вернее, можно, но примерно как в XIX веке, на бумажках с печатями. То есть, в современном мире это нереально.
Интересно, что западные разработчики PSS с российскими авиакомпаниями работать не отказывались и даже санкции не запрещают им этого делать. Мартовские новости про то, что «Аэрофлот» отключили от Sabre, а S7 от Amadeus, касаются одноимённых глобальных распределительных систем (GDS) – своего рода «маркетплейсов» с авиабилетами, они нужны в основном для продажи билетов иностранцам, что сейчас неактуально.
Однако проблема в другом: сейчас не отказывались и запретов нет, но риски-то есть, а они категорически неприемлемы. Обязанностей пользоваться именно российским ПО тоже нет. Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ №955 все авиакомпании обязаны локализовать системы бронирования до конца октября 2022 года. Принято оно было ещё в 2019 году; речь в нём идёт не об обязательном переходе на софт российских разработчиков, а именно о локализации, то есть о хранении данных в ЦОД, расположенных на территории РФ. Например, чтобы иностранные спецслужбы не имели данных о передвижениях россиян.
Илья Шатилин
expertflyer будет работать ?
Через одно место. Написали сегодня об этом.
Обязательно пронесёт! и не раз