Аэропорт Шереметьево предложил базирующимся в нём авиакомпаниям разрешить принимать в салон сверхнормативную ручную кладь – то есть, брать с собой всё, что не помещается в калибратор. Сейчас такая ручная кладь по правилам авиакомпаний должна отправляться в багажный отсек.
Однако дело в том, что по требованиям Росавиации её нельзя просто так взять и отнести от гейта до багажного отсека, а требуется пропустить через терминал для прохождения досмотра в системе обработки багажа. Глупыми эти требования не назовёшь: дело в том, что в багаже и в ручной клади запрещены к провозу разные предметы. Например, в ручной клади можно провозить аккумуляторы большой ёмкости, а в багаже нельзя, также это касается спичек, зажигалок, ртутных барометров и термометров, электронных сигарет и т.п. Получается, что желающий провезти аккумулятор мог бы сознательно притащить к гейту большой чемодан: на предполётном досмотре ничего не отберут, а потом тот уйдёт в багаж – так это происходит в Европе и США.
А досмотр требует времени: нужно отвезти ручную кладь в точку входа багажной системы, дождаться её проверки, отвезти обратно к самолёту – это в идеальных условиях займёт минут 15-20, а теперь представьте, что внутри оказалось что-то запрещённое – тогда нужно вызывать пассажира в комнату личного досмотра, заставлять его выгружать своё добро из багажа… И всё это время либо остальные пассажиры будут ждать и рейс задержится, либо такую ручную кладь после досмотра не успеют загрузить на борт, и пассажиру нужно будет досылать её следующими рейсами.
В общем, неудобно для всех. Вообще, конечно, сверхгабаритная ручная кладь должна быть проблемой пассажира, не умеющего читать правила авиакомпании. И та же «Победа» уже приучила всех к тому, что если ты не влез в калибратор, то никуда не летишь. Однако другие авиакомпании в борьбе за клиентоориентированность вообще закрывают глаза на габариты ручной клади. Несколько лет назад «Аэрофлот» начал контролировать соблюдение размеров – так поднялся вселенский вой с участием народных артистов и прочих заслуженных мастеров спорта по поводу того, что мы, дескать, сто лет летали с этим чемоданчиком, а теперь выяснилось, что он на сантиметр торчит из калибратора. Тогда нацпер сделал «жест доброй воли», увеличив допустимые габариты, которые вообще де-факто не контролирует – и на гейтах даже нет POS-терминалов, чтобы принимать оплату за дополнительные места багажа. Однако в ряде случаев пассажира могут не пустить с багажом на борт (обычно это происходит, если тащат что-то очень большое), тогда нужно или оставлять его, или отказываться от полёта.
Также бесконтрольно тащить баулы позволяет S7 Airlines: часто летающие пассажиры даже жалуются на сложности с поиском места для своей ручной клади на багажных полках. Кстати, в США и Европе отслеживают заполняемость багажных полок во время посадки пассажиров и в какой-то момент на гейте начинают ручную кладь всех размеров отправлять в багаж – именно поэтому там имеет смысл услуга приоритетной посадки.
Тем не менее, проблема незначительная: в «Аэрофлоте», например, сообщили, что необходимость отправлять ручную кладь в багаж возникает крайне редко, и к задержкам рейсов это не приводит.
Откуда растут уши у 55х40х20: история норм ручной клади «Аэрофлота»
Илья Шатилин