В Антарктиде начал работу новый аэродром, названный в честь футбольного клуба «Зенит». Он обслуживает российскую научно-исследовательскую станцию «Прогресс». Самолёты сюда будут летать из Кейптауна. Первый рейс на Ил-76ТД-90ВД RA-76503 авиакомпании «Волга-Днепр» прибыл на «Зенитодром» 7 ноября, доставив 82 пассажира и 6,5 тонн груза.
Расстояние в 5300 км самолёт преодолел за 6,5 часов, затем отправился на другую российскую станцию – Новолазаревскую, и оттуда обратно в Кейптаун.
Маршрут из России в Антарктиду предусматривает несколько промежуточных посадок: из Ульяновска борт летит в Туркменбаши, оттуда в Момбасу (Кения) с облётом Саудовской Аравии и Эритреи, далее из Момбасы в Кейптаун и потом уже Антарктиду. При этом между Кейптауном и Антарктидой выполняется несколько рейсов, то есть, борт в Россию возращается через несколько месяцев.
«Зенит» – это снежно-ледовый аэродром с полосой длиной 3000 и шириной 100 метров. Для строительства ВПП использовался специальный лёд высокой плотности, из которого удаляют пузырьки воздуха. Благодаря этому самолёту для посадки на такой аэродром не нужны лыжи, он садится на колёсные шасси, как на обычном аэродроме.
На «внутренних рейсах» по Антарктиде между действующими станциями и сезонными базами планируется использовать Ил-114 на лыжно-колёсном шасси. Однако они пока серийно не выпускается и учёные арендуют Basler BT-67: это «тюнингованный» Douglas DC-3 с современными турбовинтовыми двигателями, радиоэлектронным оборудованием и модифицированным планером.
Ещё один крупный снежно-ледовый аэродром в Антарктиде – это Уилкинс, обслуживающий австралийскую станцию Кейси. Туда летает военно-транспортный самолёт Boeing C-17A Globemaster III ВВС Австралии. Ранее также выполнял рейсы Airbus A319, на которые могли купить билеты и обычные туристы. Это борт в редкой «дальнобойной» модификации A319-115LR.
Кстати, один A319-115LR есть у авиакомпании «Россия» (RA-73125 «Омск»), он эксплуатируется на регулярных рейсах. А вот «Зенитолёт» (RA-73199) с сентября прошлого года стоит после столкновения с птицами при посадке, требуя ремонта двигателей. То есть, аэродром у бомжей есть, а лететь не на чем.