Обычно при малой загрузке рейса его просто отменяют, а пассажиров отправляют либо следующим, либо даже рейсами других авиакомпаний: все связанные с этим расходы оказываются меньшим злом, чем перевозка воздуха. Конечно, пустой самолёт может несколько раз слетать по новому направлению: например, после начала чартерной программы обратные рейсы летят без пассажиров или почти без пассажиров, а перед её окончанием, наоборот, пустые самолёты летят забирать туристов.
Однако некоторые рейсы выполняются без пассажиров и в одну, и в другую сторону с завидной регулярностью и туда, и обратно. Вернее, почти без пассажиров: рейсы с загрузкой менее 10% называют «призраками». Что это за рейсы? Цель у них одна, и нет, это не распыление химикатов, как считают городские сумасшедшие в шапочках из фольги.
Рейсы-призраки нужны для того, чтобы…
сохранить полученные слоты в загруженных аэропортах. Слот – это разрешение на взлёт и посадку в определённое время. В большинстве случаев, если перевозчик использует менее 80% полученных слотов, то аэропорт может их отобрать и на следующий сезон передать другим авиакомпаниям. Во время пандемии все по этому поводу сильно напряглись, но тогда количество необходимых рейсов было снижено до 50%, затем его подняли до 70%, а на этот сезон, например, в Евросоюзе уже нужно использовать не менее 75% слотов.
Авиакомпании в загруженных аэропортах пытаются, конечно, «урвать» побольше слотов, но не все потом могут набрать необходимый пассажиропоток. Поэтому для того, чтобы не потерять слоты вообще, проблему ошибочного планирования решают именно рейсами-призраками. И, например, Lufthansa только за этот год выполнит 18000 таких рейсов, а в одной только Великобритании, где 8 полностью координируемых аэропортов, за последние 3 года было выполнено 5000 рейсов-призраков. По оценкам Greenpeace, по всей Европе только за текущий осенне-зимний сезон количество «ненужных» рейсов-пустышек достигнет 100 тысяч. Естественно, экологи по этому поводу бьют тревогу, сравнивая это с выбросами углекислого газа от полутора миллионов автомобилей за год.
При этом в Ryanair, например, считают, что проблемы не существует: Майкл О’Лири заявил, например, что все эти 18000 рейсов Lufthansa могла бы заполнить пассажирами, предложив им дешёвые билеты. «Lufthansa любит плакать крокодильими слезами по поводу загрязнения окружающей среды, при этом делая всё возможное, чтобы защитить свои слоты» — сказал он (цитата по Bloomberg). Однако сама Lufthansa считает практику продажи билетов по 5 евро, как это делает Ryanair, «безответственной». Иначе не будет премиальности!
Подробнее про слоты и допуски мы уже писали, почитайте: