«Проездные» в виде набора авиабилетов с открытой датой пользуются стабильным спросом у деловых пассажиров. Однако все они имеют ограничения по количеству перелётов и срокам их действия. Почему бы не сделать безлимитный проездной, как на городском транспорте? Пробовали! И закончилось это очень плохо для купивших такие проездные пассажиров. Рассказываем подробности:
В частности, в начале 1980-х авиакомпания American Airlines запустила программу AAirpass, смысл которой был в возможности заранее приобрести определённое количество миль, которые пассажир планировал пролететь за предстоящий год. Речь не о бонусных милях, а настоящих: купил, скажем, сто тысяч миль – и расходуешь их по мере необходимости, они списываются в зависимости от протяжённости каждого конкретного рейса. Так получалось дешевле, чем покупать каждый билет по отдельности, и соблюдался главный принцип «делового проездного» – независимость от динамического ценообразования.
В общем, принцип такой же, как у сотовых операторов: купить 500 минут на месяц дешевле, чем проговорить эти же 500 минут по повремённому тарифу, который ещё и различается в зависимости от направления и времени звонка.
Через пару лет в программе AAirpass появилось заманчивое предложение: купить не какое-то конкретное количество миль, а безлимитное. Да не на год, а пожизненно. Бизнес-классом! И всего за 250 тысяч долларов – в нышешних ценах это примерно 650 тысяч. Стоимость, кстати, зависела от возраста пассажира: четверть миллиона в 1987 году заплатил 37-летний менеджер инвестиционного банка Стивен Ротштайн. Спустя пару лет он доплатил ещё 150 тысяч долларов за то, чтобы иметь право брать с собой в полёт любого попутчика – такая опция тоже появилась.
И в последующие 20 лет Стивен стал одним из самых часто летающих пассажиров в мире – он накопил 30 миллионов бонусных миль. Однако в 2008 году American Airlines аннулировала безлимитный билет, решив, что пассажир злоупотребляет купленным за миллион долларов в нынешних ценах «проездным». Причём письмо об аннуляции ему вручили прямо у гейта во время посадки на рейс в Лондон – без какого-либо предупреждения.
Дело в том, что покупая «расширение» для попутчика, он добился для себя индивидуальных условий – в договоре было указано, что попутчик может лететь не тем же рейсом, что и основной пассажир, а ближайшим рейсом по тому же направлению (чуть раньше или чуть позже).
Для него это было очень важно, потому что Стивен с женой ранее договорились о том, что никогда не будут летать на самолёте вместе из соображений безопасности – чтобы в случае катастрофы у их троих детей остался хотя бы один родитель. Но авиакомпания в итоге заподозрила Стивена в том, что билеты «попутчика» на ближайшие рейсы в те дни, когда летал один, он просто продавал.
Кроме того, он 41 раз создавал фейковые брони на соседнее кресло под «липовыми» именами типа «Сумка Ротштайна» и «Стивен Ротштайн младший», чтобы лететь без соседа – и, похоже, «запалился» именно на этом, потому что для организации такого лайфхака всегда лучше купить билеты по возвратному тарифу и потом сдать, а не использовать свой бесплатный билет – тут налицо упущенная выгода для авиакомпании. А ещё он за три года с 2005 по 2008-й забронировал 3009 перелётов бизнес-классом (просто на всякий случай), но на 84% рейсов не явился. При этом за тот же период он забронировал 2648 сегментов для попутчиков, но из них никто не явился (или отменил в последний момент) на 2269.
Стивен подавал на American Airlines в суд, требуя возмещения ему 7 миллионов долларов, в которые он оценил стоимость своих потенциальных полётов в будущем. Но в правилах программы присутствовал пункт о том, что если авиакомпания обнаружит какие-либо мошеннические действия, то оставляет за собой право аннулировать проездной без каких-либо компенсаций.
Интересно, что под аналогичными предлогами аннулировали и другие «проездные» American Airlines, а продавать их прекратили ещё в 1994 году, когда авиакомпания поняла, что просчиталась: она рассчитывала, что спрос будет массовым, а нормальный пассажир при этом будет летать один-два раза в месяц, на большее у него не хватит времени. Но оказалось, что проездные купили всего несколько десятков «хардкорных» фриквентфлаеров для того, чтобы летать несколько раз в неделю, поэтому программа оказалась убыточной и без фрода. Фрод стал лишь поводом для того, чтобы уменьшить убытки, аннулировав проездные.
Илья Шатилин