Японская Mitsubishi официально объявила о сворачивании программы региональных самолётов SpaceJet. Он должен был стать конкурентом бразильским Embraer и российским Sukhoi SuperJet, однако серийное производство машины так и не началось: сначала программа была временно заморожена в октябре 2020 года, потом в октябре 2021 года компания заявила о том, что не планирует продолжать лётные испытания, а теперь она окончательно закрыта спустя 16 лет после анонса концепции в 2007 году.
До 2019 года проект назывался Mitsubishi Regional Jet (MRJ). Построено было 8 прототипов: 7 M90 на 86-96 пассажиров и один укороченный M70 на 70-80 кресел, потом от M70 отказались в пользу удлинённого M100, нацеленного на американский рынок: 76 кресел в двухклассной компоновке. Теперь наработки в области региональных самолётов Mitsubishi попытается кому-нибудь продать, вот только вопрос, кому.
Основных причин закрытия программы две. Во-первых, самолёт получился не особенно удачным в технологическом плане: разработка затянулась на долгие годы из-за того, что требовалось постоянно что-то перепроектировать то тут, то там, причём не какие-то мелочи: то силовую структуру крыла, то шасси, то проводку.
Во-вторых, были неясны его коммерческие перспективы, причём не только из-за лётно-технических характеристик, но и из-за нехватки пилотов по всему миру: если на существующих типах воздушных судов некому летать, то кто пойдёт учиться на совершенно новый самолёт?
Кроме того, на заморозку программы явно повлияла и пандемия; тогда же, в 2020 году сорвалась сделка по приобретению Embraer корпорацией Boeing, которая таким способом планировала выйти на рынок региональных самолётов.
По характеристикам самолёты были похожи на Embraer E-Jet (E-175, E-195). Изначально японцы хотели сделать композитный планер, и тогда SpaceJet мог бы серьёзно превзойти бразильского конкурента по экономичности (т.к. самолёт был бы легче, размах крыла можно было бы сделать больше, подъёмная сила была бы выше). Но спроектировать композитное крыло необходимой прочности им не удалось, поэтому в итоге самолёт стал алюминиевым и растерял свои потенциальные преимущества.
Двигатели для SpaceJet производила Pratt&Whitney: это знакомая по A320neo и МС-21 серия PW1000G с редукторным приводом вентилятора – он позволяет увеличить диаметр вентилятора, а значит, степень двухконтурности и, как следствие, повысить экономичность.
Также близок по характеристикам и наш «Суперджет», который короче, но шире, и благодаря этому комфортнее для пассажиров.
Предыдущая попытка Японии создать свой гражданский авиапром состоялась в шестидесятых годах. Тогда с 1962 по 1973 годы было построено 182 региональных турбовинтовых самолёта NAMC YS-11 вместимостью до 60 кресел. Он был разработан полностью в Японии, кроме двигателей Rolls-Royce, но многие компоненты для производства поставлялись из-за рубежа. Программа оказалась убыточной.
Но красивый в целом борт, жаль что не полетел.
у японцев не получился? у россиянцев тоже ((