В 2000-х годах в авиационном мире наступил бум лоукостеров. Традиционные авиакомпании, чтобы конкурировать с ними, тоже начали создавать низкобюджетных перевозчиков. Не стала исключением и одна из крупнейших авиакомпаний мира: United Airlines, которая запустила лоукостера Ted.
Ted начал выполнять полёты в 2004 году и просуществовал всего пять лет: в 2009 его уже ликвидировали. И тому было несколько причин.
Начнём с того, что Ted был не самостоятельной авиакомпанией, а суб-брендом United. То есть, он летал под сертификатом United, и это тогда казалось находкой: меньше бюрократии, больше возможностей – например, в плане использования экипажей, которые могли летать и на обычных рейсах United, и на низкобюджетных Ted, повышая эффективность. Также это упрощало резервирование флота: машины Ted могли летать на рейсах United, хотя чаще было наоборот: самолёты United летали на рейсах Ted.
Правда, по той же причине все бизнес-процессы у Ted были такими же, как у United. Никакого тебе сокращённого времени оборота и эффективных процедур, так что экономия достигалась банальным отказом от бесплатного питания и безбагажными тарифами – отдельный бренд для этого можно было и не запускать.
Флот тоже был отнюдь не лоукостерным: 56 самолётов Airbus A320 имели одноклассную компоновку на 156 кресел. Правда, салонов было два: 11 «премиальных» рядов с 31-дюймовым шагом кресел и 15 обычных. Для понимания, настоящие лоукостеры запихивают по 156 кресел в A319, а в A320 в одноклассной компоновке и 180 душ влезает, и даже 186. Также на борту была бесплатная система развлечений: 20 потолочных экранов, на которых крутили фильмы для всего салона, и 12 радиоканалов, по одному из которых транслировали переговоры с диспетчерами.
Решение о ликвидации Ted было принято в конце 2008 года, когда United пришла пора массово выводить из эксплуатации Boeing 737 Classic, и нехватку ёмкостей компенсировали за счёт именно этих A320.
А на 737 Classic с 1994 по 2001 годы летал другой псевдолоукостер United Shuttle: это была первая попытка United создать бюджетную авиакомпанию. Для United Shuttle также не получали отдельный сертификат, а низкобюджетность заключалась в отказе от горячего питания и сокращения количества доступных тарифов. При этом пассажирам начислялись мили бонусной программы, нормы багажа и ручной клади были едиными для «бесшовности» пересадок.
Первые годы United Shuttle базировался в калифорнийском Окленде и выполнял внутренние рейсы по городам западного побережья США. Аэропорт ещё тогда обеспечивал 20-минутный оборот! Однако уже в 1996 году концепцию поменяли, перебазировав авиакомпанию в Сан-Франциско и возложив на неё задачу выполнения фидерных рейсов до хаба United – то есть, «подвоза» трансферных пассажиров. Это в конечном итоге испортило всю бизнес-модель, потому что расписание нужно было подстраивать под трансферные волны, о быстром обороте пришлось забыть, в итоге цены выросли до уровня обычной авиакомпании, а спад объёмов авиаперевозок после 11.09.2001 сделал отдельный бренд бессмысленным.
Илья Шатилин