Аналитики Bloomberg оценили эффект от введённых год назад ответных санкций против ряда западных стран в виде закрытия воздушного пространства России.
Так, рост расходов на топливо в среднем по больнице оказался не таким заметным, как предполагалось, потому что азиатские маршруты крупнейших групп авиакомпаний например, IAG или Air France-KLM изменились незначительно. Им легче строить маршруты в обход России, протяжённость которых увеличилась примерно на 15%. Для British Airways облёт удлиняет маршрут в среднем на 20%, в наихудшем положении оказалась Finnair: +40%.
Однако топливо в Европе по сравнению с июнем 2022 года, когда цены достигли максимального значения за последние годы, подешевело к настоящему моменту на 43%. Это всё равно дороже, чем было, но если сравнивать, в частности, два рейса между Парижем и Шанхаем, которые и China Eastern (летит через Россию по ортодромии), и Air France (летит южнее через Казахстан) выполняют на одинаковых самолётах Boeing 777-300ER, то французы сожгут примерно на 18 тонн больше керосина и потратят на рейс дополнительно 15 тыс. евро. То есть, в пересчёте на одного пассажира получится примерно 40 евро: относительно средней стоимости билета на этом направлении сумма вполне подъёмная. Правда, нужно ещё учитывать увеличение налёта экипажей, но эта цифра незначительна, вопрос больше в договорённостях с профсоюзами по поводу переработок.
Однако проблема не сколько в топливе, сколько в том, что из-за увеличения продолжительности рейсов теряются слоты в высокозагруженных координированных аэропортах. Если на пальцах, то ты прилетел позже, но тебя в этот момент уже никто не ждёт: аэропорт обслуживает другие рейсы. Та же Finnair летит на 3-4 часа дольше, и в ряде случаев даже быстрее обратно из Китая лететь на восток, совершая «кругосветку», чем облетать Россию.
Из-за изменения времени «съезжают» трансферные волны, уменьшается налёт каждого ВС и, чтобы сохранить удобное расписание с ежедневными рейсами по азиатским направлениям, Finnair нужно задействовать два дополнительных борта.
В 2022 году этот эффект был не так ярко выражен из-за продолжающейся пандемии, но в 2023 году открывается крупнейший рынок – Китай – и в летнем сезоне неиспользование слотов приведёт к тому, что они могут быть отданы другим перевозчикам в следующем сезоне.
Интересно, что некоторые авиакомпании облетают воздушное пространство России не из-за санкций России. Например, для японцев мы небо не закрывали, но они ввели санкции в отношении финансовых расчётов с Россией и не смогут заплатить ни за аэронавигационное обслуживание, ни за какие-либо услуги в случае вынужденной посадки на территории РФ. А некоторым перевозчикам полёты над Россией запрещают страховые компании.