Вроде немного поутихли разговоры о возобновлении производства старинных Ил-96, российско-китайский широкофюзеляжник CR929 то будут строить, то не будут, то опять будут – достали. Тем временем страна у нас большая и на Дальний Восток, а также тёплые морские курорты дружественных стран после того, как рассыпятся на атомы Boeing 777 и Airbus A330, на чём-то летать будет надо. А на чём?
На этот случай разработана концепция МС-21-400LR: удлинённой версии МС-21 с увеличенными топливными баками и двигателями ПД-18Р с предполагаемой дальностью полёта до 12 000 км – на треть больше, чем у Airbus A321XLR. Концепция интересная: дальнемагистральный узкофюзеляжный самолёт с комфортом почти как в широкофюзеляжном и с отличной эффективностью – загрузить 260-кресельную машину (это максимальная вместимость в одноклассной компоновке) и предложить беспосадочные рейсы между необходимыми парами аэропортов гораздо проще, чем когда мест у тебя 400 с лишним.
Самое интересное в этой концепции (не путать концепцию с готовым проектом) – как раз двигатель. Р в его обозначении означает «редукторный». Таких двигателей для гражданских самолётов в нашей стране ещё не строили, хотя как раз несостоявшийся американский Pratt & Whitney PW1400G, предназначенный для МС-21, имел редукторный привод вентилятора.
Существует несколько разновидностей конструкции турбовентиляторного двигателя. Сейчас наиболее распространена двухвальная схема, состоящая из вентилятора, компрессора низкого давления и компрессора высокого давления (у каждого из компрессоров ещё по несколько ступеней, но в это углубляться нам сейчас не нужно). Каждый компрессор приводится в движение своей турбиной: турбиной низкого давления и турбиной высокого давления; практически это одна турбина с несколькими валами, каждый из которых вращается с разной частотой, например, 3 500 и 10 000 оборотов в минуту.
Так вот, в двухвальной схеме вентилятор находится на одном валу с компрессором низкого давления и вращается с такой же скоростью. Из-за этого внешние части лопаток при рабочих оборотах начинают двигаться быстрее звука, на преодоление звукового барьера тратится энергия, а также это увеличивает уровень шума. И чем больше диаметр вентилятора, тем этот эффект более ярко выражен.
Если же добавить в конструкцию планетарный редуктор, появляется возможность управлять оборотами вентилятора. В этом случае вне зависимости от того, с какой скоростью вращается вал каскада низкого давления, вентилятор никогда не раскручивается до сверхзвука.
По заявлениям Pratt & Whitney, это сокращает расход топлива на 16%, а уровень шума – на 75%. Хотя, конечно, не только за счёт редуктора, но его применение как раз и позволяет значительно увеличить диаметр вентилятора и тем самым увеличить топливную экономичность, поскольку в современных ТРДД до 90% тяги создаёт именно вентилятор через внешний контур, а на реактивную струю приходится только 10%.
Альтернатива редукторному приводу – трёхвальные двигатели (например, типа Rolls-Royce RB211, Trent, советских Д-18 или Д-36 для Як-42), у которых имеется отдельная турбина вентилятора, однако такая конструкция сложнее и тяжелее.
Что же касается МС-21, то в 2021-м планировалось в 2024 году только начать разработку удлинённого МС-21-400. Когда будет LR-версия, прогнозировать нынче сложно.
Илья Шатилин
Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники
Что ви хотели сказать?
В чем «старинность» Ил-96? Что он уже есть, и нельзя пилить 20 лет как с мс-21, которого нет? Боинг — 737 в 60-х начали производить, никто же не говорит на него «старинный» ))
737 ещё более старинный, но 737 Original и MAX похожи только внешне, конструктивно это два очень разных самолёта.
Кто мешает модернизировать ил-96, как это делают с б-737и 747. Это намного дешевле, чем создавать с нуля. Тем более основные авиамаршруты это до 4 тыс км. А маршруты длиной 15 тыс км нужно только 0,00001% населения
Его невозможно модернизировать.Там всегда будет требоваться бортинженер,Так он сконструирован в соответствии с требованиями того времени.Он очень неэкономичный и шумный по сравнению с западными широкофюзеляжниками .Там надо переделывать все.
Это в Москве до 4000 км, а во Владивостоке и на Камчатке неплохо иметь и 12000. Там тоже, люди живут, представляете? И им дрбираться с 2-3 посадками как-то не очень
Вы уверены, что это дешевле?
Для профанов — есть В737 Classic,есть 737 NG,а есть 737 МАХ.И это совсем разные самолеты.
Смотря что , Вы понимаете под термином ,, совсем разные ,, )
Хорошая статья. С точки зрения авиации написана грамотно.
Я б не согласился на все 100%.
У нас уже есть свой движок с редукторным приводом капонированного вентилятора и стоит он сейчас (до сих пор, по моему) на летающей лаборатории Ил 76. Прекрасный двигатель, созданный в 90-х гг., преданный забвению.
Большой диаметр вентилятора — большая тяга, но меньшая скорость у самолёта, за счёт увеличения сопротивления (миделево сечение двигателя). Такой двигатель значительно экономнее обычных турбовентиляторных двигателей.
А редуктор, тоже не мало весит, да и надёжности совсем не добавляет, а наоборот. Я б вернулся к модернизации трёхвальных двигателей, может быть перераспределив нагрузки по ступеням и «цилиндрам».
Еще бы ,наконец, модульность авиадвигателей внедрили, вообще было бы классно: демонтировал вентилятор обычный- установил редуктрный и другой движок получился. Засосал посторонний предмет- снял компрессор и в ремонт, а новый установил. И не надо весь мотор в ремонт гнать.
Вам бы открыть книжку по теории реактивных двигателей, да немного вникнуть в суть работы этих двигателей. Вы бы потом не писали такой бред про модульность и замену вентиляторов. Потому, что такая замена потребует полного перерасчёта двигателя и конструктивных изменений.
Если, как только, так сразу….в ближайшее время и без аналогов в мире…..
Люди. Через 20 лет я построю самолет гораздо лучше. Обещаю.
А почему проект ЭКИП засекретили или похоронили.!? это вообще приниципильновы новый вид транспорта.. считай что футурустический.
В нашей стране в святые девяностые не было денег, а что потом сделали на его основе в не нашей стране, нам не докладывали.
хуйней не занимайтесь нужен двигатель пд 18 без редуктора и пд 20 .