Извержения вулканов – одно из наиболее опасных для авиации природных явлений. Казалось бы, не летай над вулканом – и нет проблем! Однако проблема заключается в том, что большие объёмы вулканического пепла во время извержения не только оседают толстым слоем в его окрестностях, но и остаются в атмосфере в виде облаков, которые разносятся ветром. При этом, в отличие от обычных облаков, метеорадару самолёта обнаружить облако пепла значительно сложнее: ведь пепел этот сухой, в отличие от капелек воды в обычных облаках, на которые и реагирует радар.
Частички пепла являются сильным абразивом: при пролёте через облако пепла стёкла кабины пилотов будут мгновенно затёрты до почти полной непрозрачности, но самое опасное – это выход из строя двигателей. Попадая в камеру сгорания, пепел плавится, превращаясь в стеклообразную массу, которая забивает датчики. Хорошо, если рядом есть запасной аэродром: с отказом всех двигателей современный реактивный самолёт с высоты 10 000 метров может, снижаясь, пролететь ещё примерно 150 километров. Для каждого типа это расстояние разное и определяется параметром под названием «аэродинамическое качество», но порядок цифр приблизительно такой. Если запасного аэродрома не окажется, придётся аварийно садиться на воду или в поле.
Правда, в обоих наиболее известных случаях попадания самолётов в облако вулканического пепла (в 1982 и 1989 годах) двигатели всё же через некоторое время удавалось снова запустить и самолёты благополучно приземлялись. Однако рисковать желающих нет. Многие помнят извержение исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в апреле 2010 года: тогда в Европе было отменено 63 тысячи (!) рейсов. Эти меры многие считают избыточными, однако нести ответственность за возможные инциденты авиавласти, конечно же, не хотели.
Интересно, что разработчики двигателя ПД-14 для самолёта МС-21 предусмотрели защиту от вулканического пепла и по результатам испытаний заявили, что при попадании в облако эти двигатели не выходят из строя.
Илья Шатилин