Сегодня многие СМИ вышли с громкими заголовками о том, что количество летающих «Суперджетов» сократится к 2030 году в пять раз – до 28 машин. «Ростех» это поспешил опровергнуть. А что на самом деле?
На самом деле новость в том, что в распоряжении журналистов оказалось письмо от производителя, направленное авиакомпаниям-эксплуатантам ещё осенью прошлого года. В нём заместитель гендиректора корпорации «Иркут» по поддержке заказчиков гражданской авиатехники Дмитрий Борисенко просит авиакомпании сообщить о заинтересованности в вопросе ремоторизации этих машин, указать их количество и желаемые сроки. Ответ нужно было дать до конца ноября 2022 года.
Целью письма обозначен анализ целесообразности такой ремоторизации. При этом заявлено о том, что реализация такого проекта предполагается с привлечением мер господдержки из-за его дороговизны: ведь ПД-8 нельзя просто поставить на место SaM-146, требуются и новые мотогондолы, и доработка пилонов и кессона крыла, бортовой кабельной сети и других систем.
Проект ремоторизации SSJ-100 рассматривался из-за отсутствия возможности осуществлять ремонт «горячей части», проектирование и изготовление деталей для которой находилось в зоне ответственности французских партнёров и было прекращено в марте 2022 года – именно так написано в письме. При сохранении тенденций в 2030 году оставалось бы 28 летающих «Суперджетов» первого поколения, но если решить проблему с двигателями – то целых 106 из 150 выпущенных.
В «Ростехе» теперь заявляют, что это «старые расчёты», сделанные более полугода назад для того, чтобы предусмотреть самые негативные сценарии. «Ведётся сложная системная работа по импортозамещению, создаются собственные комплектующие и агрегаты», – прокомментировали в Ростехе. И в день публикации этих старых расчётов в СМИ (какое совпадение!) появляется новость о том, что российским авиакомпаниям разрешат вывозить за рубеж двигатели и другие запчасти для их ремонта. То есть, будет частично снят запрет, введённый в 2022 году – он был введён из соображений безопасности, чтобы те же двигатели не могли быть арестованы за границей, например, по требованию лизингодателей.
Однако теперь понятно, что есть страны, с которых выдачи нет – тот же Иран, поэтому проблему можно решить и таким способом. При этом от ремоторизации отказались ещё в феврале 2023 года, но не окончательно.
В любом случае ранее выпущенные «Суперджеты» будут постепенно вытесняться новыми SSJ-NEW, а на безопасность полётов ремонт «горячей части» без участия французов почти не повлияет: даже в худшем случае часть бортов будет просто отстранена от полётов, а крайне маловероятный для любого типа ВС отказ двигателя в полёте всё равно позволяет долететь до пункта назначения и совершить посадку.
Интересно, что вопрос импортозависимости «Суперджета» поднимался ещё на ранних этапах разработки программы: в 2005 году кремлёвские чиновники заявляли, что это противоречит основным целям и задачам обеспечения развития отечественной авиационной промышленности. Но «Гражданские самолёты Сухого» на это отвечали, что некоторые иностранные поставщики имеют российских партнёров. О том, что партнёры могут перестать быть партнёрами в один день, тогда старались не думать.
Илья Шатилин