В большинстве аэропортов мира территория аэродрома засеяна травой, которую при этом постоянно стригут, стараясь поддерживать длину от 15 до 30 сантиметров. Зачем она нужна и почему именно такая? Не дешевле было бы всё один раз заасфальтировать, чем постоянно стричь? Рассказываем подробности:
Слишком короткая трава привлекала бы птиц: те же гуси постоянно бы наведывались на аэродром в поисках червей и насекомых. Слишком длинная трава привлекала бы других пернатых: в ней любят прятаться хищные птицы типа ястребиных. Кроме того, нельзя забывать об автомобилях экстренных служб: в случае необходимости они мчат к самолёту по прямой, а через заросли продираться – так себе идея.
Совсем избавиться от травы тоже не вариант: тогда двигатели самолётов будут поднимать в воздух облака пыли, снижая видимость. Может быть, тогда просто всё заасфальтировать – и дело с концом? В этом случае взлётно-посадочная полоса не будет контрастировать с остальной частью аэродрома, что создаст сложности для пилотов: найти на огромном сером поле ВПП только по разметке – так себе аттракцион. Кроме того, придётся решать проблему дренажа, строить ливневую канализацию и т.п. А так вся вода просто уходит в землю.
Кроме того, трава ещё и поглощает шум: твёрдая поверхность «передавала» бы его гораздо дальше.
Обычно аэродромы засевают специальными травяными смесями, которые так и называются – аэродромными и состоят из злаковых трав типа овсяницы, райграса, тимофеевки и т.п. Эти смеси создают прочный и упругий пронизанный корнями и побегами верхний слой почвы, который выдерживает высокие нагрузки – и проезд спецтехники, и даже посадки воздушных судов. Но, конечно, на травяные аэродромы садятся только вертолёты и легкомоторные самолёты.
Интересно, что аэродромными травами засевают участки многие владельцы загородных домов (не путать с дачниками, у которых на шести сотках помещается только избушка и парник). Дело в том, что эти травы не требуют дополнительного ухода, в том числе полива, их нужно только вовремя косить.